Главная страница Visual 2000 · Общий список статей

Управление эффективностью бизнеса – подход "1С

Андрей Колесов

© Андрей Колесов, 2006
Авторский вариант. Статья была опубликована c незначительной литературной правкой в журнале BYTE/Россия (N 09/2007, с. 31)


Развитие программных продуктов...

Развитие программных продуктов определяется в стратегическом плане не субъективными желаниями их разработчика и не наличием необходимых для реализации идей ресурсов, а потребностями рынка. Вполне очевидна опасность для софтверного вендора отстать от этих потребностей, но понятны и проблемы в случае сильного их опережения (затраты на разработку не скоро окупятся). Собственно искусство управление софтверным бизнесом заключается именно в точном прогнозировании развития рыночных требований, выбора оптимального срока опережения предложений над спросом, ну и, конечно, умелого стимулирования интереса заказчиков к предлагаемым инновациям (хотя такие возможности на самом деле сильно ограничены).

Учитывая сказанное, становится понятно, что проводить абстрактное сравнение возможностей российских и зарубежных продуктов (ориентированных соответственно на местных и американских потребителей), вне контекста потребностей конкретного рынка, -- зачастую просто не имеет смысла. Ведь ни для кого не секрет, что все же уровень применения ИТ в нашей стране всегда отставал от США, хотя, как говорят некоторые эксперты, этот разрыв сейчас сокращается. Соответственно, и функционал российских бизнес-решений начинает подтягиваться к мировым образцам (хотя тут уже самое существенное значение имеет наличие у разработчика необходимых ресурсов)

Подтверждение правомерности этих хорошо видно на примере развития системы "1С:Предприятия", в том числе и в части бизнес-аналитики, возможности которых быстро развивались в последние года от экономической отчетности и бухгалтерской аналитики в сторону грубокого интеллектуального анализа данных и средств управления эффективностью бизнеса (Business Performance Management). Отметим, что именно эта тематика была одной главных в повестке дня прошедшей в июне первой клиентской конференции фирмы "1С".

Говоря об "1С:Предприятии" нужно вспомнить, что о том, что эта система состоит из платформы и прикладных решений и соответственно ее функционал разделен между этими двумя уровнями ПО. Так средства экономической отчетности и интеллектуального анализа данных реализованы в основном именно на уровне платформы, хотя пользователи получают доступ к ними через интерфейс приложений (подробнее см. "Интеллектуальный анализ данных в "1С:Предприятии 8.0", BYTE 02/2006)

Высокоуровневые же функции класса BPM реализуются сегодня в рамках прикладных решений. Но и тут есть определенное распределение ролей: есть приложения общего назначения, которые используют определенные BPM-подсистемы, и есть специализированные приложения, ориентированные именно решение высокоуровневых BPM-задач.

К первой категории ПО относятся в первую очередь флагманские ERP-продукты "1С" – "1С:Управление торговлей" и "1С:Управление производственным предприятием", в которых средства планирования, а во втором – еще и бюджетирования. Здесь же можно упомянуть о приложении "1С:Управляющий", в котором представлены функции управленческого финансового учета для небольших компаний.

Вторая группа представлена сегодня двумя продуктами: "1С-ВИПАнатех-ВДГБ: ABIS.BSC. Сбалансированная система показателей", реализующим метод сбалансированной системы показателей (Balanced Scorecard, BSC) для оперативного управления стратегическим развитием компании (см. http://v8.1c.ru/solutions/product.jsp?prod_id=10) и выпущенным нынешней весной решением "1С:Консолидация".

Впрочем, "1С:Консолидация" также скорее можно отнести к продуктам общего, хотя и высокоуровневого назначения. Дело в том, что этот продукт в определенной мере завершает построение иерархической системы прикладного ПО на базе "1С:Предприятия", дополняя "1С:УТ" и "1С:УПП", ориентированные на управление отдельной компанией, возможностями управления холдинговыми структурами (рис. 1).

Рис. 1. Структура системы "1С:Предприятия" с точки зрения задач бизнес-аналитики и управления эффективностью бизнеса

В начало статьи

Специфика управления эффективностью группы компаний

По определению, управление эффективностью бизнеса (BPM) – это совокупность циклических процессов управления и анализа, охватывающих три уровня – стратегический, тактический и операционный. Программные инструменты ВРМ, позволяющие компаниям определять стратегические цели и управлять процессом их достижения, ориентированы на решение следующих основных задач:

Основная же дилемма BPM заключается в увязке задач управления на каждом уровне и выражается в частности в том, что контроллинг на каждом уровне реализовать относительно просто, а вот обеспечить «бесшовную» стыковку различных уровней контроллинга – достаточно сложная задача, так как для этого используются слабо интегрированные инструменты.

Так для реализации задач бюджетирования на уровне отдельной компании используется транзакционное решение – "1С:УПП". Здесь обеспечивается тесная стыковка с учетным функционалом, при составлении бюджетов возможно использование практически любых данных, содержащихся в информационной базе. В программе используется план счетов с двойной записью, что близко пользователям с навыками бухгалтерской работы. Возможна организация в режиме реального времени обратной связи с операционными подсистемами (например, контроль соответствия расходов по заявкам на оплату утвержденному бюджету денежных средств) и оперативное получение фактической информации с высокой степенью детализации (как говорят, разработчики – в режиме online).

В то же время в "1С:УПП" затруднена интеграция с разнородными системами, не предусмотрено разделение по организациям, периметрам консолидации. Задачи интеграции различных уровней управления выполняются с помощью нового продукта "1С:Консолидация".

В начало статьи

Основные возможности решения "1С:Консолидация"

"1С:Консолидация" -- специализированное решение, реализованное на технологической платформа "1С:Предприятие 8" и предназначенное для автоматизации процесса сбора и обработки корпоративной отчетности, в первую очередь, для подготовки консолидированной финансовой и операционной отчетности групп компаний и филиальных структур (рис. 2).

Рис. 2. Общая схема применения продукта “1С:Консолидация 8”

Потребность в подобном решении для системы экономического ПО "1С" назрела уже давно: ведь интеграции финансовых данных уже давно является одной из наиболее актуальных проблем для российских предприятий. Например, довольно часто бывает, когда на предприятии используются разные решения для различных областей финансового учета. Другой характерный случай – холдинговые структуры или ведение собственного финансового учета автономными подразделениями компании. Необходимо также учитывать то, что сейчас очень актуальным является представление бухгалтерской отчетности по разным стандартам – российским и международным.

Фактически до настоящего времени заказчики, даже использующие ПО "1С" для автоматизации учетных задач, вынуждены были использовать для консолидации данных решения третьих поставщиков. Правда, при выполнении подобных интеграционных проектов франчайзи "1С" иногда использовали собственные разработки, но все же на уровень создания тиражного ПО партнеры не смогли выйти.

Функциональные возможности представленного решения выглядят весьма представительно. Продукт позволяет автоматизировать выполнение следующих основных задач (рис. 3):

Рис. 3. Состав задач консолидации учетных данных

Средства определения организационно-финансовой структуры предприятий обеспечивают формирование различных (в том числе и пересекающихся) периметров консолидации информации, что позволяет обслужить произвольные принципы группировки бизнес-единиц с учетом организационных изменений в холдинге и сложные схемы взаимных инвестиций внутри его. Планирование и выполнение регламента процесса обработки отчетности производится с учетом ролей его участников.

Обеспечивается поддержка поддержка мультивалютности. Реализована возможность использования различных сценариев обработки данных и разных версий нормативно-справочной информации, что позволяет выполнять анализ показателей отчетности в вариантах "план- фактный" и "Что если?". Аналитические возможности системы обеспечиваются за счет поддержки аналитических измерений показателей отчетности, использования произвольных классификаторов, гибких возможностей по настройке, персонализации и представлению информации с помощью различных форм отчетов и интерфейсных панелей.

В прикладном решении больше внимание уделено возможности аудита информации, что подразумевает в частности применение различных видов автоматических расшифровок, включая расшифровку до документа внешней информационной базы. Графическое представление зависимостей между различными показателями отчетности в виде дерева облегчает декомпозицию интегральных показателей и проверку корректности расчетных соотношений. Обеспечивается сохранение не только ключевой нормативно-справочной информации, но и расчетных алгоритмов, которые были использованы при формировании отчетов.

В целом продукт ориентирован на стратегическое планирование и контроль, в нем реализовано табличное заполнение бюджетов и возможно использование произвольной терминологии, что близко нефинансовым участникам бюджетного процесса (по оценкам "1С", для типичного полного цикла бюджетного процесса финансовые (итоговые) бюджеты составляют 10-30% от общего количества бюджетных форм, остальные- операционные). Здесь прозрачно организуется консолидация бюджетов в группе компаний, реализован учет ВГО, обеспечивается настройка и управление бизнес-процессом обработки отчетности, легко организуется импорт информации из большого количества различных информационных баз в настраиваемых форматах обмена или непосредственной выборкой, выполняется расшифровка исходной информации до отдельного документа.

Продукт "1С:Консолидация 8" помимо базовой функциональности включает методические модели (кейсы) "Консолидация отчетности РСБУ" и "Бюджетирование торговой компании". Каждая методическая модель включает план показателей (систему показателей отчетности и аналитических измерений), комплект бланков отчетов и правил их обработки, шаблон процесса обработке отчетности, аналитические отчеты и панели.

Однако, говоря о консолидации данных, нужно вспомнить, что одной из важных характеристик подобных систем является возможность работы в неоднородных среда различных учетных систем и источников информации. Пока "1С:Консолидация" явно нацелена на работу внутри "1С:Предприятия" – приложение может напрямую взаимодействовать с основными прикладными решениями на базе этой платформы версий 7.7 и 8.0, а также с форматом табличных документов MXL (это внутренний формат "1С"). Обмен с внешними источниками возможен только с помощью документов XLS (Excel): это, конечно, достаточно универсальное решение, но совершенно очевидно, что при подобном файловом обмене данными тут могут возникнуть проблемы с созданием высоко производительных и распределенных систем. Использование более совершенных интеграционных механизмов, типа Web-сервисов, судя по объявленной информации пока не предусмотрено.

Отметим, что задачи консолидации являются одними из самых сложных с точки зрения управления, и неудивительно, что продукт "1С:Консолидация" проходил достаточно долгий период бета-тестирования, в ходе которого партнеры "1С" реализовали ряд пилотных проектов на его базе. Один из таких, достаточно крупных проектов, было подробно представлен на прошедшей в июне клиентской конференции: данное решение использовалось для консолидации финансовой отчетности в группе компаний "ПромСвязьКапитал", насчитывающей несколько сотен предприятий с различной отраслевая спецификой (недвижимость, промышленность, медиа, информационные технологии, страхование, торговля).

Надо сказать, что фактически только впервые представленный широкой аудитории продукт "1С:Консолидации" произвел очень хорошее впечатление на участников конференции, ряд потенциальных его пользователей, после окончания мероприятия достаточно уверенно говорили о желании использовать его на своих предприятиях.

В начало статьи