Главная страница Visual 2000 · Общий список статей

Корпоративная информационная система Microsoft: сапожник в собственных сапогах

Андрей Колесов

© Андрей Колесов, 2000
Авторский вариант. Статья была опубликована c незначительной литературной правкой в журнале Enterprise Partner (c 2002 г. – Intelligence Enterprise) летом 2000 г.


Информационная система как инструмент маркетинга

Вопрос о том, как используются информационные технологии для обеспечения жизнедеятельности самих компьютерных компаний, представляет особый интерес для корпоративных заказчиков. Действительно, приходят к заказчику представители некой компьютерной фирмы (разработчики, системные интеграторы) и начинают предлагать ему свои решения или услуги. Но вопрос "А покажите-ка нам, как применяются предлагаемые вами технологии в вашей компании (без которых, как вы сами нас уверяете, не может быть эффективного бизнеса)" довольно часто ставит поставщиков в тупик.

Что же на подобный вопрос отвечает мировой лидер производства программного обеспечения? Как на практике в корпорации Microsoft реализуется ее идеология "Цифровой нервной системы", рекомендации по необходимости использования новейших информационных технологий? Чего стоят уверения в том, что ее собственные разработки обеспечивают возможность создания компьютерных систем практически любого уровня сложности?

Еще два года назад Microsoft, как и многие другие крупные компании, не баловала публику ответами на обозначенные выше вопросы. Однако в начале 1999 года ситуация резко изменилась – информационная система корпорации стала широко использоваться в качестве серьезного маркетингового инструмента для продвижения собственных технологий на рынке крупных корпоративных клиентов.

Представители компании отмечают, что использование этого, казалось бы, изначально совершенно очевидного и эффективного приема в значительной степени объясняется изменением подхода к тестированию своих продуктов (об этом поговорим позднее). Со своей же стороны отмечу, что именно к этому моменту КИС была полностью переведена на собственные технологии Microsoft – в феврале 1999 года закончился перевод центров данных корпорации с платформы IBM AS/400 на Windows NT (в 1996 году во всем мире таких центров было 12, последние два, кто перешли на NT были центры в Токио и Дублине). Еще один аспект. К этому моменту Microsoft стала крупнейшей (по крайней мере по показателю рыночной стоимости) корпорацией мира, и ее информационная система является действительно уникальным примером применения компьютерных технологий в условиях огромной транснациональной корпорации.

В начало статьи

Инфраструктура глобальной корпоративной информационной системы

Ее характеристики действительно впечатляют (ниже приведены данные по итогам последнего финансового года, закончившегося 30 июня 1999 года).

На почти 32 тысячи специалистов корпорации приходится 8 тысяч серверов и 95 тысяч персональных компьютеров (настольных и мобильных). Через систему проходит около трех с половиной миллионов сообщений по электронной почте в день и девять миллионов телефонных разговоров в месяц. По всему миру разбросаны 450 офисов корпорации, в которых размещены локальные сети глобальной ИТ-системы, в 145 из них есть специальные помещения, оборудованые для видеоконференций. В работе используются сотни продуктов для решения бизнес-задач, в том числе и третьих фирм-разработчиков.

Поддержкой и развитием всего этого компьютерного хозяйства занимается группа информационных технологий (Information Technologiy Group, ITG) под руководством вице-президента корпорации Рика Девенути (Rick Devenuti). Сотрудники группы находятся во всех региональных представительствах корпорации. Численность этого гигантского "отдела автоматизации" – 1900 сотрудников. До недавнего времени в московском офисе поддержкой ИТ-инфраструктуры занимался один специалист — Андрей Артемов.В мае нынешнего года появился еще один ИТ-менеджер, Александр Толмач, который фокусирует свое внимание на более детальном изучении нужд сотрудников офиса и адаптации общих ИТ-решений корпорации к местным условиям (ранее эти работы выполнялись европейским отделением).

Главная цель ITG – информационно-техиническое обеспечение деятельности всех служб корпорации (наиболее многочисленной и распределенной по всему миру является сеть подразделений продажи, маркетинга и технической поддержки), заключающееся в предоставлении следующих сервисов:

Одна из главных задач "Цифровой нервной системы" Microsoft – обеспечение возможности работы сотрудников корпорации "в любом месте в любое время", что включает поддержку четырех базовых компонентов: персональных компьютеров сотрудников, сетевой инфраструктуры, системы центров данных и использования набора бизнес-приложений.

С помощью своего персонального компьютера сотрудник корпорации получает доступ к ресурсам КИС с учетом их прав. При этом он обеспечен многоуровневой технической поддержкой, начиная от использования служебной справочной системы, консультаций ИТ специалистов и заканчивая эскалацией проблемы в группы разработчиков.

Сетевая инфраструктура реализована в виде иерархической системы, распространяющейся от локальных сетей отдельных офисов до Интернет. В качестве опорных узлов используются Центры обработки данных (Data Center), связанные между собой ATM-каналами. Главный центр находится в штаб-квартире в Редмонде (в окрестностях города Сиэтла, штат Вашингтон), в Европе размещено 8 региональных центров, которые в свою очередь связаны с местными офисами корпорации через сети x.25.

Система управления деятельностью корпорации базируется на применении программного комплекса SAP R/3, размещенного на серверах приложений и баз данных в центре Редмонда. Для доступа к ресурсам SAP R/3 из различных служб корпорации и от отдельных сотрудников используются различные прикладные программы. В частности, для заказов оборудования и продуктов для внутренних задач применяется специальное клиентское приложение под название MS Market. (Например, сотрудник в Москве выбирает для себя новый ноутбук, этот запрос автоматически идст к его начальнику в Мюнхен, после утверждения запрос передается поставщику, который привозит компьютер сотруднику.)

Поддержка и развитие корпоративной информационной системы базируется на долговременном стратегическом сотрудничестве с ведущими поставщиками продуктов и услуг на ИТ-рынке, среди которых стоит выделить Compaq (сервера), Dell (настольные и мобильные персональные компьютеры), Toshiba (мобильные ПК), Entex (техническая поддержка), Cisco (сетевое оборудование), MCI WorldCom, AT&T, Sprint (телекоммуникации). Довольно любопытными являются также сведения о распределении затрат ITG: покупка персональных компьютеров – 15%, техническая поддержка ПК – 5%, покупка серверов – 5%, деятельность центров данных – 10%, сетевое оборудование – 21%, телекоммуникации – 11%, разработки приложений – 15%, поддержка приложений – 12%, администрирование – 5%.

Информационная система базируется на использовании жестких корпоративных стандартов, в том числе на комплексе методик, с помощью которых производится оценка эффективности ее работы с точки зрения конечного пользователя. В частности, периодически производятся тестовые исследования для оценки времени чтения Web-страниц среднего размера, скачивания файлов объемом в 1 Мбайт, сроков доставки сообщений электронной почты и скорости доступа в данным в опорных центрах системы. По результатам таких замеров принимаются решения о необходимости модификации и обновления тех или иных компонентов системы.

В начало статьи

Испытание технологий на себе

Конечно, то, что Microsoft использует для реализации ИТ-системы собственные технологии и программные продукты – это очень хорошо. Но есть еще один коварный вопрос: как быстро она внедряет новые версии продуктов в свою практическую работу? Дело в том, что, с одной стороны, разработчики единодушно убеждают покупателей в необходимости скорейшего использования новейших версий своих решений. С другой стороны, корпоративные клиенты традиционно придерживаются достаточно консервативных правил типа "не трогай то, что еще работает" и "новую версию можно внедрять только после выхода третьего сервисного пакета обновлений".

Так что вопрос формулируется очень просто: как быстро Microsoft внедряет свои новые продукты в собственную "боевую" информационную систему? И более конкретно: когда был выполнен (или планируется в будущем) переход на Windows 2000, официально представленную 17 февраля 2000 года? Ответ оказался обескураживающим: корпорация перешла на полномасштабное использование Windows 2000 в... ноябре 1999 года, за три месяца до выпуска ее финальной версии.

Именно здесь заключается еще одна важная причина, почему Microsoft стала открыто рассказывать о своей корпоративной информационной системе. Дело в том, что примерно два года назад было принято принципиальное решение о том, что бета- тестирование всех выпускаемых продуктов будет проводиться на уровне их полномасштабного использования в практической работе корпорации.

Всем известно, что бета-тестирование (как отмечалось выше, многие специалисты считают, что фактически оно заканчивается только после выхода Service Pack 3) – очень трудоемкий процесс. Обычно тестерами становятся отдельные специалисты и компании, которые хотят просто пораньше познакомиться с возможностями новых продуктов (например, авторы книг и разработчики коммерческих прикладных программы, а самые последние – корпоративные клиенты). В этой связи хотелось бы процитировать высказывание одного опытного системного инженера: "Переход на новый продукт сразу после его появления может себе позволить только специалист- одиночка или не слишком крупная компания: в случае неудачи потери будут минимальные.")

Использование "сырых" бета-версий в работе корпоративных систем – большой риск. И тем не менее Microsoft внедрила именно этот подход в свою практическую работу. Наверное, немалую роль тут сыграли маркетинговые моменты – желание продемонстрировать надежность и эффективность своих технологий. Но, скорее всего, за этим лежит трезвый финансовый расчет – стоимость процедуры бета- тестирования растет очень быстро. Использование разношерстной армии "любителей", с одной стороны, дешевле обходится, но с другой, – растягивает процесс тестирования на все более долгий срок. Так что вполне вероятно, что использование методики глобального тестирования в рабочих условиях корпоративной деятельности, уже сейчас перекрывают издержки от возможных сбоев системы и более напряженной работы внутрикорпоративных служб технической поддержки.

Так что полтора года назад ITG получила еще одну нагрузку – быть главным бета- тестером разработок Microsoft: "Eating our own dogfoot" ("Ешь сам то, чем кормишь свою собаку").

В начало статьи

Как обстоят дела в московском офисе

Однако идеи любой стратегии лучше воспринимаются на примерах ее тактического применения. Как корпоративная информационная система Microsoft выглядит в ее конкретной реализации в московском офисе представительства компании в СНГ?

Сейчас в штате представительства находилось около 60 человек, в распоряжении которых имеется более 100 персональных компьютеров (настольных и ноутбуков). Локальная сеть с пропускной способностью 100 Мбит/c работает под управлением двух серверов (двухпроцессорные Pentium III 550 МГц, оперативная память 512 Мбайт, массивы жсстких дисков RAID5 от 100 Гбайт ). Напомним, что еще в апреле 2000 года вопросами ИТ-обеспечения всего этого хозяйства занимался один специалист.

Индивидуальное "снаряжение" сотрудника офиса выглядит следующим образов: ноутбук (Pentium III с оперативной памятью от 128 Мбайт), внешний жесткий диск 6 Гбайт для хранения резервных копий и станция для стационарного подключения мобильного компьютера. Кроме того (по запросу) – настольный монитор с даиганалью экрана 17 дюймов. На все компьютеры устанавливаются Windows 2000 и Office 2000, другие продукты – по индивидуальным запросам. Каждый сотрудник получает мобильный телефон с прямым городским номером. Обновление парка компьютеров производится в среднем каждые два года.

Что касается опережающего внедрения новых версий. С начала года локальная сеть работает под управлением Windows 2000 Server Advanced. На персональных компьютерах установлены локализованные версии Office 2000 и Windows 2000 Professional (последняя стала использоваться более чем за месяц до официального объявления русского варианта). Как известно, сейчас идет бета тестирование Microsoft Exchange 2000. Однако эта система уже работает в ряде европейских отделениях Microsoft и должна быть развернута к концу июня в московском офисе. В качестве хранилища базы данных российского отделения используется MS SQL Server 7.0, установленный в региональном отделении в Мюнхене.

В командировках сотрудник может подключиться к корпоративной сети в любом офисе Microsoft и получить доступ к тем же ресурсам, что он имеет у себя в Москве. Кроме того, имеются специальные сервера доступа к системе, на случай необходимости выхода из дома или другой организации.

Так реализуется на практике общий лозунг ИТ-службы Microsoft: возможность работы сотрудников корпорации "в любом месте в любое время".

В начало статьи