Главная страница Visual 2000 · Общий список статей

Рынок персональных компьютеров — это не только перспективы, но и проблемы

Андрей Колесов

© 1996, Андрей Колесов
Авторский вариант. Статья была опубликована c незначительной литературной правкой в "Финансовых Известиях" (приложение к "Известиям") № 44'96 от 23.04.96, с.12. Специальный тематический компьютерный выпуск к "Комтек'96".

Одной из наиболее характерных тенденций развития мировой компьютерной индустрии в течение нескольких последних лет является постоянно возрастающий интерес с сектору домашних ПК. Цифры говорят о довольно впечатляющем потенциале этого рынка. Например, уже в 1994 г. около 40% семей в США и 15% семей в Западной Европе имели дома компьютеры и предполагается, что к 1999 году эта величина составит не менее 60 и 40 процентов, соответственно. По оценкам фирмы Dataquest около половины из 20 млн. проданных в прошлом году в США компьютеров приходится на долю домашних ПК.

Серьезный интерес к этому направлению деятельности российских компьютерных компаний начал реально проявляться примерно год назад. По различным оценкам в России в 1995 г. из 1,2 млн. проданных компьютеров на долю домашних пришлось 15-25%, но представители практически всех компьютерных компаний отмечают устойчивые тенденции к росту этой величины. Причем данная ситуация характерна для всех регионов страны.

Разумеется, процент "компьютеризации" российского населения существенно ниже, чем на Западе (величина в 300-500 тыс. ПК, наверное, покажется хотя и реальной, но, скорее всего, слишком оптимистичной). И тем не менее уже сегодняшний объем этого рынка представляется довольно значительным по отечественным меркам. Лучшим свидетельством данного факта является то, что эта тема уже давно стала одной из центральных не только в российской компьютерной прессе (в начале года появилось несколько специализированных периодических журналов и уже известно, что их число возрастет в ближайшее время), но и в общественно-политических и деловых изданиях.

Сфера применения домашних компьютеров весьма значительна и постоянно развивается. Условно здесь можно выделить три сектора: игры, обучение и работа. Маркетинговые исследования показывают, что исходным стимулом в покупке компьютеров для многих семей явились их дети. При этом абсолютное большинство владельцев домашних компьютеров подчеркивают, что их цель состояла не столько в решении проблемы досуга детей, а, в первую очередь, в том, как научить ребенка быть на "ты" с компьютером. И хотя наиболее массовыми программами пока являются игры (не только детские), но они по своей популярности все больше уступают образовательным программам, содержащим элементы игры. В связи с этим в английском языке уже появился новый термин — edutainment, который является соединением двух понятий: education (образование) и entertainment (развлечение).

Однако все чаще домашний компьютер используется для работы, не говоря уже о людях свободных профессий (журналисты, писатели и пр.) и занимающихся "подработкой" в свободное время. Например, в США постоянно расширяется круг предприятий, чьи сотрудники работают дома. Выгоды здесь взаимные: экономия средств на помещении для работодателей, удобный режим работы для сотрудников, который способствует повышению производительности труда. Новые заманчивые перспективы в этом направлении открываются в связи со стремительным развитием средств коммуникации и Internet.

Для обозначения установленных дома ПК обычно используется термин SOHO (Small Office, Home Office — малый офис, домашний офис), под которым понимаются компьютеры не только для чисто домашнего применения, но и для предприятий малого бизнеса и так называемых надомных офисов. Такое объединение на самом деле более точно отражает позицию этого сегмента на общем компьютерном рынке.

Надо сказать, что обсуждение в прессе темы домашних компьютеров вносит порой некоторое смятение в представления их потенциальных пользователей. Например, часто возникает вопрос: чем "домашний" отличается от уже привычного понятия "персональный компьютер"? Конструкцией, ценами и т.д.?

На самом деле, хотя мы уже давно и много говорим о различных направлениях использования персональных компьютеров (в бизнесе, в науке, дома и пр.), но в техническом плане ПК до сих пор представлялся некоторым универсальным устройством (процессор, дисплей, память и пр.), конкретное применение которого определялось самим пользователем, обычно за счет установки дополнительного оборудования. В этом плане сообщения фирм-сборщиков о выпуске каких-то специальных ПК для применения в бытовых условиях носят сегодня больше чисто рекламный характер типа "этот компьютер сделан специально для Вас и Вашей квартиры".

Тем не менее, по прогнозам компании Intel именно к концу года должен все же начаться процесс реального размежевания ПК для бизнеса и для дома уже на этапе сборки. Это связано с тем, что целый ряд специфических функций (например, сетевых для деловой сферы и мультимедийных для дома) будет реализовываться уже на уровне материнской платы и центрального процессора. Но это дело будущего, хотя и недалекого.

Общепризнанным фактом является то, что конфигурация компьютеров, покупаемых частными лицами, выделяется на общем фоне — они более мощные и, соответственно, более дорогие. Причина этого достаточно понятна: домашний компьютер должен иметь многофункциональное назначение — решение деловых задач, игры для детей и взрослых, телекоммуникации с внешним миром и пр. Поэтому уже сегодня (в том числе и у нас в стране) процент процессоров Pentium и оснащения средствами Miltimedia среди компьютеров, покупаемых частными лицами, выше среднего.

Но говоря о стоимости компьютеров, следует обратить внимание, что стоимость компьютеров даже одинаковой конфигурации для частных лиц часто оказывается выше, чем для организаций. Это обычно вызывает естественное недоумение покупателей, но на самом деле данная ситуация достаточно хорошо объяснима. Суть ее заключается в том, что работа с частными пользователями требует достаточно серьезной перестройки всей сложившейся на сегодня технологии продажи компьютеров и вызывает, в частности, повышение накладных расходов со стороны продавцов.

До недавнего времени практически вся инфраструктура распространения персональных компьютеров (в том числе и программного обеспечения) была в основном ориентирована на работу с организациями.

Принципиальное отличие в стиле работы с частником базируется на том простом факте, что он приобретает компьютер лично для себя, а не для абстрактных пользователей организации, и тратит при этом, соответственно, свои кровные деньги. Последнее соображение, конечно, не говорит о том, что покупатель будет искать компьютер подешевле, в смысле похуже. Нет, как правило, в отличие от организаций, особенно бюджетных, частный пользователь оправдывает поговорку о том, что "он недостаточно богат, чтобы покупать дешевые вещи". Разумеется, он старается сэкономить, но только в рамках приобретения товара соответствующего качества. Кстати, именно поэтому для работы с индивидуальными покупателями совершенно не проходит "маркетинговая политика", основанная на презентациях, банкетах, сувенирах и пр.

Частник более тщательно подходит к выбору компьютера и фирме-продавцу приходится тратить больше времени на обслуживание каждого покупателя, увеличивать площадь торговых залов и количество консультантов. Вполне возможно, что потребуется оперативно изменить конфигурацию ПК — установить более вместительный жесткий диск, поставить дополнительные модули памяти и пр. В такой ситуации явно не годится стандартный вариант работы с оптовыми покупателями, когда все помещение фирмы представляет собой большой склад в подвале дома, на входе которого бдительная охрана записывает паспортные данные всех входящих, а прием посетителей ведется в маленькой каморке, в которой даже невозможно вынуть компьютер из коробки.

Одно из принципиальных отличий работы с частными лицами и организациями заключается в процедуре оплаты и получения. Обычная система при покупке техники организацией — предварительная оплата и получение компьютеров после поступления денег на счет продавца. В этой ситуации после отправки денег покупатель становится как бы заложником продавца: случаи с изменением конфигурации техники или задержки в поставке до сих пор встречаются даже при покупке у достаточно солидных фирм. Причем причиной этой ситуации бывают вполне объективные обстоятельства: недостаток финансовых резервов не позволяет держать большой склад и дилеру приходится срочно под заказ покупателя делать собственную покупку у дистрибутора. Для регионального дилера такая операция может занять не менее двух недель времени.

Для частного покупателя такая схема работы абсолютно недопустима — он платит только за товар, который посмотрел и выбрал. И это создает определенные проблемы даже для московских фирм-продавцов: довольно обычна ситуация, когда, приехав в магазин, покупатель обнаруживает, что компьютера нужной конфигурации уже нет. Конечно, положение меняется и это достаточно хорошо видно на примере наших ведущих компьютерных фирм. Но все же надо отдавать отчет, что основной объем продаж техники частным лицам сегодня ведется именно десятками "полуподвальных" фирм, у которых цены на технику существенно ниже.

Еще один острый вопрос — выполнение гарантийных обязательств. В цепочке взаимоотношений "производитель-дистрибутор-дилер-покупатель" все продавцы имеют гарантийные обязательства перед партнерами-покупателями, но никаких жестких временных ограничений в них нет (обычно срок гарантии просто продлевается на время ремонта). Однако в соответствии с Законом о правах потребителя именно дилер (розничный продавец) автоматически получает весьма жесткий 30-дневный лимит времени на замену или ремонт товаров, проданных частным лицам.

Чтобы избежать возможных конфликтов с покупателями уже сегодня наиболее солидные магазины розничной торговли сразу предлагают замену дефектного устройства на новый. Естественно, для этого требуются определенный товарный запас, обеспечение которого полностью ложится на дилера. В этом плане позицию дистрибутора достаточно хорошо высказали представители московской фирмы "Дилайн" на недавней встрече со своими партнерами-дилерами: "Приобретая для розничной продажи 10 компьютеров, покупайте и одиннадцатый для резерва, стоимость которого Вы можете учесть в стоимости для конечного покупателя." И это совет вполне оправдан — во всем мире именно из-за повышенной ответственности перед частными лицами стоимость техники в розничной продаже всегда выше.

Таким образом мы видим, что серьезное занятие рынком домашних компьютеров требует весьма значительной перестройки существующей инфраструктуры отечественного компьютерного рынка. И надо отметить, что она уже началась. В этой статье были затронуты некоторые аспекты продажи технических средств, а ведь данная проблема касается и программного обеспечения, для которого потребуется не простое совершенствование формы взаимодействия с пользователем, но также гораздо более значительное изменение номенклатуры программных продуктов, службы внедрения, сопровождения, обучения и пр. Но это уже тема отдельного разговора.

В начало статьи