Главная страница Visual 2000 · Общий список статей

Проблемы российского рынка программного обеспечения

Андрей Колесов

© 1996, Андрей Колесов
Авторский вариант. Статья была опубликована в сильно сокращенном виде (в 2-2,5 раза) под названием "Россия пока не может позволить себе массовую компьютеризацию" в "Финансовых Известиях" (приложение к "Известиям") № 93'96 от 01.10.96, с.5. Специальный тематический компьютерный выпуск к "NetCom'96". Почему для публикации выбрано такое название, я не знаю — мне кажется, что у меня в статье не было такой мысли.

Общая ситуация на компьютерном рынке
Технические и программные средства
Структура рынка ПО
Проблем хватает


Общая ситуация на компьютерном рынке

В последнее время довольно единодушной оценкой состояния российского компьютерного рынка как со стороны местных, так и зарубежных экспертов стал тезис о том, что он "является одним из самых динамичных секторов отечественной экономики, быстрее других приближающийся к мировому уровню".

С этим мнением можно в какой-то мере согласиться, если иметь в виду его отдельные качественные показатели. Например, генеральный менеджер компании Intel в Европе Стив Пул считает, что российский рынок по уровню применения современных технологий в принципе не уступает европейскому. Сейчас такой разрыв между Россией и Западной Европой составляет не более 2-6 месяцев, в то время как в четыре года назад — не менее 2-3-х лет. Это довольно хорошо видно на примере структуры продаваемых персональных компьютеров: у нас действительно есть некоторая тяга к использованию более дешевых моделей ПК по сравнению с США. Но, во-первых, это свойственно всем европейским странам, а, во-вторых, разрыв все же является не очень значительным.

Еще одним показателем выхода России на мировой уровень является то, что, с одной стороны, сегодня у нас в стране представлены практически все ведущие компьютерные фирмы мира.

Однако для оценки рынка нужны в первую очередь абсолютные показатели, которые отражают реальное положение России на мировом рынке и компьютерного сектора в отечественной экономике. количественного показателя продажу персональных компьютеров, то По оценкам американской фирмы Dataquest, являющейся одним из главных авторитетов в области маркетинговых исследований в компьютерном мире, в России в прошлом году было продано около одного миллиона. Для сравнения: в Германии было продано в 1995 г. почти 4 млн. ПК, Россия же по итогам года заняла 6-е место в Европе вслед за Нидерландами.

Если же посмотреть на темпы роста продаж, то эти показатели оценкам различных аналитиков выглядят следующим образом: 1995 г. — 35-40%; 1996 — 25-27%, 1997-2000 гг. — 16-18%. Таким образом видно, что несмотря на наши невысокие абсолютные показатели, уже сейчас динамика роста отечественного рынка ПК ненамного выше, например, европейских показателей (20-23 процента в 1996 г.). Для сопоставления было бы полезно напомнить, что в США в 1995 г. (данные Dataquest) количество проданных ПК составило 22,8 млн. шт., а рост продаж был равен 22%. И такие темпы роста сохраняются уже много лет.

Все эти слова говорились к тому, что доля отечественного парка компьютеров составляет сегодня около одного процента от общемирового и, к сожалению, явной тенденции к его увеличению не наблюдается. При этом одна из главных проблем заключается в том, что количественный парк компьютеров сам по себе не очень точно отражает ситуацию на компьютерном рынке в целом. И вопрос даже не в том, что в России существенно меньше представлены другие уровни вычислительной техники: графические станции, мощные сервера, мини-компьютеры, мейнфреймы. На самом деле нужно обратить внимание на соотношение двух основных составляющих компьютерного рынка: технических и программных средств.

В начало статьи

Технические и программные средства

С момента появления полвека назад компьютеров считалось, что лидирующим элементом в этом связке являются технические средства. Однако роль программного обеспечения все эти годы постоянно повышалась и сейчас говорить о том, что ПО не только стало дополнять технику, но и в значительной степени определять направления ее развития. В общем-то этот тезис является достаточно расплывчатым и дискуссионным, поэтому лучше обратиться к экономическим показателям.

Сегодня можно вполне определенно сказать, что в среднем стоимость установленного программного обеспечения на одном ПК примерно равна стоимости самого компьютера (как набора оборудования). Причем это соотношение меняется в сторону программ прямо на глазах. Таким образом, видно, что общий объем рынка ПО, по крайней мере соразмерен рынку техники. Однако и этот показатель не в полной мере отражает реальный вес ПО в компьютерном бизнесе, так как в действительности этот сегмент рынка включает не только сами программные продукты, но широкий комплекс услуг по их внедрению.

В последнее время все чаще начинает использоваться термин "стоимость владения" компьютером, под которым понимаются совокупные затраты связанные с его покупкой и эксплуатацией. По американским данным стоимость владения одним корпоративным ПК оценивается от 8 до 40 тыс. дол., но в любом случае доля прямых затрат на покупку техники и программного обеспечения составляет меньше половины (от 20 до 45%) этой суммы. Остальные приходятся на установку, сопровождение, обучение, организацию работ, модернизацию и пр., причем доля этих расходов постоянно возрастает. При этом следует отметить, что данная часть затрат связана в наибольшей степени именно со сферой программного обеспечения.

При оценке перспектив развития отечественного компьютерного рынка нужно обратить внимание, что его финансовые перспективы в части оборудования довольно сильно ограничены рамками сборки и самой торговли. Все комплектующие в исторически зримой перспективе будут импортироваться. Нужно отметить, что это не является уделом лишь России — в такой же ситуации находятся многие развитые страны и это отражает высокую степень мировой специализации в сфере высоких технологий.

Ситуация же с сегментом ПО является существенно иной. Например, в США, несмотря на наличие фирм-гигантов типа Microsoft, IBM, Oracle, не менее половины объема рынка приходится на мелкие и средние фирмы, осуществляющие основной объем специализированных разработок. Именно этот часть программного рынка естественным образом занимается местными компаниями, конкурентоспособность которых дополнительно повышается также за счет различных национальных особенностей. Им же естественным образом принадлежит и подавляющая часть рынка услуг.

В начало статьи

Структура рынка ПО

Для анализа рынка ПО представляется целесообразным посмотреть на его структуру с точки зрения самих программных средств. При этом можно воспользоваться такой классификацией программных продуктов, в основу которой положены тираж и широта охвата круга пользователей: от единичного исполнения до сотен тысяч и более:

Внутрифирменное ПО разрабатывается, как правило, по специальным заказам собственными или сторонними программистами (его иногда называют также "заказное ПО") для единичных установок на конкретных предприятиях.

ПО вертикальных решений является коммерческим и предназначено для использования ограниченным кругом пользователей в определенных предметных областях (автоматизация проектирования, издательские системы, научные пакеты и пр.). Последняя группа продуктов ориентирована на самого массового пользователя, сюда же относятся программы, необходимые для работы практически на каждом ПК (операционные системы, офисные программы и т.д.).

Грань между последними двумя группами продуктов является весьма условной. Наверное, одним из основных критериев этого деления является степень отчужденности ПО от его авторов. В секторе специальных решений пользователь, как правило, заинтересован в получении той или иной поддержки со стороны самого разработчика в ходе его эксплуатации. А для использования продуктов широкого назначения вполне достаточно сопроводительной документации.

Это определяет и различия в способах их распространения: ПО широкого применения изначально ориентировано на использование разветвленной сети поставщиков и в этом плане его можно охарактеризовать как "коробочное" ПО (в коробке есть все необходимое для работы). Специальное ПО распространяется, прежде всего, самими разработчиками (для России это особенно характерно), и только самые его лучшие образцы — через третьих продавцов.

О конкретных оценках соотношений перечисленных выше трех сегментов ПО говорить достаточно сложно, но в качестве общей тенденции можно отметить относительное сокращение объемов "заказного ПО" за счет роста объемов продуктов широкого применения. Хотя следует сказать, что именно на "внутрифирменных" программистов ложатся основные затраты, связанные с сопровождением ПО.

И все-таки определяющую роль в формировании программного рынка играют именно коммерческие продукты широкого применения. Можно смело сказать, что на их долю приходится существенно больше половины общего объема. Однако чисто коммерческой оценки недостаточно — именно этот сегмент затрагивает интересы практически всех пользователей и в решающей степени определяет общее состояние и направления развития всего компьютерного рынка.

В начало статьи

Проблем хватает

Одна из основных проблем отечественной компьютерной отрасли заключается именно в слабости рынка коммерческих "коробочных" программ. Одной из главных причин здесь является то, что программные продукты сегодня еще не стали полноценным рыночным товаром, в результате чего отсутствует главный внутренний стимул саморазвития рынка. Несмотря на принятие еще четыре года назад российского закона об охране авторских прав на программы, по самым различным оценками от 85 до 95 процентов используемых у нас программ являются нелегальными копиями. Причем одном из наиболее тревожных моментов является то, что сегодня не наблюдается тенденций к изменению этой ситуации.

Отсутствие коммерческих стимулов привело в тому, что российские программисты оказались в заведомо неравных условиях по отношению к их зарубежным конкурентам — стоимость отечественных разработок не окупается их реализацией. Естественным результатом этой ситуации является то, что сегодня фактически нет реальных сил, заинтересованных в изменении положения на отечественном рынке программных средств. Для зарубежных фирм он представляется не очень значительным, чтобы прикладывать какие-то усилия по его расширению, а российских производителей программ широкого применения практически просто нет.

Лучшей иллюстрацией этой ситуации, на мой взгляд, являются показатели работы фирмы Microsoft, которая сегодня абсолютно доминирует на рынке программного обеспечения в России. Объем продаж ее продуктов в нашей стране в закончившемся 30 июня финансовом году компании здесь составил около 14 млн дол., что составляет менее 0,2% оборота фирмы в мире. Но самое примечательное здесь другое: рост объемов продаж компании в мире составил 46%, а в России — 15%. Россия в рейтинге Microsoft сейчас занимает 4-е место в Восточной Европе, после Чехии (35 млн дол.!), Польши и Венгрии.

В этой ситуации реальные возможности наших разработчиков сильно ограничены фактически лишь сегментом вертикальных решений, где, с одной стороны, меньше доля нелегального использования программ (как правило, пользователь заинтересован в технической поддержке авторов), а с другой стороны, меньше конкуренция со стороны западных фирм. Сегодня это в основном бухгалтерские программы и существенно более узкие сегменты программ обработки текстов (программы-переводчики, преобразования сканерных изображений) и создания геоинформационных систем.

При отсутствии коммерческих стимулов у себя дома совершенно естественно выглядят также попытки некоторых отечественных фирм выйти на международный рынок, минуя российский, хотя в плане разработки и внедрения программ это задача на порядок более сложная.

Замкнутый круг проблем российских разработчиков определяется еще и тем, что сегодня для получения коммерческого успеха совсем недостаточно сделать прекрасные по качеству программы и вложить немалые деньги на их рекламу. Одним из важнейших критериев при выборе пользователем конкретного программного продукта, особенно в сегменте специализированных решений, является требование к устойчивости фирмы-разработчика, ее готовности к сопровождению и модернизации своих продуктов в течение многих лет. Именно этот фактор часто является решающим при выборе в пользу зарубежных разработок, причем достаточно дорогих и иногда не очень подходящих для наших специфических условий.

Однако, если говорить о причинах слабости нашего рынка ПО, то надо подчеркнуть, что вряд ли ее можно свести лишь к проблеме нелегального использования программ и, соответственно, к принятию более решительных юридических мер. Готовность потребителя платить деньги за любой товар определяется выгодой от его приобретения. В этом плане следует отметить, что в своей массе российские пользователи (как на уровне организации, так и частных лиц) все же еще не поверили в то, что ее эффективное использование вычислительной техники приносит реальные экономические выгоды. И наше отставание в этой области определяется не только и не столько финансовыми проблемами покупателей, но и зачастую их неготовностью к применению компьютеров.

Здесь весьма характерным является пример одной из небольших томских фирм, занимающейся разработкой программ для автоматизации сложных технологических процессов. Два года назад она была вынуждена двинуться на освоение европейского рынка по той простой причине, что местные заводы (одни из самых передовых в стране) по своему технологическому уровню просто не нуждались в подобных системах. Объективным фактором, сдерживающим внедрение компьютеров, является и их относительная высокая цена по отношению к реальной стоимости рабочей силы в стране: цены на компьютеры у нас американские, а зарплата — российская.

И в этом плане нужно обратить внимание, что наибольшие потери от неразвитости нашего компьютерного рынка несут все же не столько разработчики ПО (по некоторым оценкам в стране насчитывается не менее 200-300 тыс. профессиональных программистов), сколько сами потребители. Это выражается и в крайне скудном ассортименте программ (по тем же экономическим причинам у нас реально доступна весьма ограниченная номенклатура только самых массовых продуктов) и в невысоком уровне технической поддержки пользователей, что является обязательным элементом эффективного применения вычислительной техники.

В начало статьи