Главная страница Visual 2000 · Общий список статей

Структурные изменения в отечественном компьютерном бизнесе

Андрей Колесов

© 1997, Андрей Колесов
Авторский вариант. Статья была опубликована c некоторыми сокращениями и литературной правкой под названием "Компьютерный рынок взбирается на ступень системного консалтинга" в "Финансовых Известиях" (приложение к "Известиям") № 06'97 от 06.02.97, с.2.

Одним из объективных показателей развития компьютерного бизнеса является объем продаж компьютеров в стране. По оценкам IDC, в 1996 г. в России было реализовано около одного миллиона ПК. При этом темпы роста объемов продаж упали за последние два-три года с 50-60% до 20-25% и, по-видимому, в ближайшее время стабилизируются примерно на общемировом уровне (15-20%). Однако на самом деле объемы продаж ПК не отражают реальной динамики роста российского рынка. Несмотря на отсутствие официальных обобщенных статистических данных, на основе анализа отдельных фактов можно уверенно утверждать, что объемы общих доходов отечественного компьютерного бизнеса растут существенно быстрее по сравнению с объемами продаж. На фоне снижения ВНП страны это, в частности, означает, что вес компьютерной индустрии в экономике России быстро возрастает. При этом, говоря о росте компьютерного бизнеса, следует отметить такие основные моменты.

Во-первых, за последние годы существенно увеличилась доля отечественных сборщиков ПК (по прогнозу IDC, она, вероятно, стабилизируется на отметке 65-70%). Разумеется, производство компьютеров по-прежнему основывается на импорте комплектующих, но при этом российская добавленная стоимость составляет не менее 15-30%. Хорошим интегральным показателем роста данного сектора является тот факт, что уже к концу 1995 г. по затратам на рекламу в периодических изданиях (данные исследовательской компании "НЭКС СВ") вычислительная техника вышла на первое место, опередив "банковскую" тематику, "бытовую электронику" и пр. Это лидерство сохранялось и в течение всего 1996 г., причем отрыв от второй позиции составлял до 80%. Подавляющий объем компьютерной рекламы был обеспечен именно российскими производителями ПК: фирма "Вист" с лета 1996 г. уверенно удерживает первое место среди крупнейших газетных рекламодателей страны, а в лидирующую десятку входят также компании "Р. и К." и "Формоза". Осенью того же года эти фирмы (включая и R-Style) начали активную рекламную кампанию на телевидении, что раньше было практически недоступно для российских сборщиков.

Во-вторых, несмотря на все трудности рынка ПО, можно отметить увеличение числа отечественных коммерческих программных продуктов и объемов их продаж. По оценкам фирмы "1С", которая является не только лидером в поставках собственных программ, но и одним из ведущих дистрибуторов ПО третьих фирм, доля продаж российских разработок растет значительно быстрее, чем аналогичные показатели зарубежных производителей. В частности, во второй половине 1996 г. наблюдается резкое повышение спроса на мультимедийную продукцию, предназначенную для домашних пользователей. В целом, по мнению аналитиков "1С", объемы реализации российского ПО в 1996 г. превысили аналогичные показатели в нашей стране двух крупнейших в мире поставщиков программ — фирм Microsoft и Oracle. (Здесь имеются в виду именно "коробочные" продукты массового распространения, а не внутрифирменные или выполняемые по индивидуальным заказам разработки, которыми сегодня занимается подавляющая доля программистов страны.)

И в-третьих, в компьютерном бизнесе ускоренными темпами растет вес сферы разнообразных услуг, связанных в внедрением и сопровождением современных информационных технологий. Еще лет пять назад весь круг услуг сводился к продаже вычислительной техники, а доход в этой области фактически определялся торговой наценкой. Следующим шагом здесь стал переход к комплексным поставкам техники и стандартного ПО крупным заказчикам, что увеличило доходность такого рода бизнеса за счет, с одной стороны, оптовых скидок у поставщиков, а с другой, — предоставления дополнительного сервиса в виде обучения персонала и технического обслуживания. Примерно три года назад (в 1994 г.) начался процесс достаточно четкого деления торгового рынка на крупно-оптовых (дистрибуторы) и мелко-оптовых (дилеры) продавцов. При этом среди дилеров стало быстро расти число системных интеграторов и продавцов, предлагающих еще некоторый набор собственных разработок.

Особенность российской ситуации состоит в том, что большинство появившихся в начале 90-х годов больших и маленьких компьютерных фирм создавалось на базе коллективов программистов, которые изначально позиционировали себя именно в этом качестве. Однако в то время не существовало экономических предпосылок для успешной реализации такой работы, поэтому финансовую основу бизнеса могла реально составить только торговая деятельность, т.е. поставка техники, к которой многие фирмы относились как к временному, вспомогательному направлению работы.

Развитие направления системной интеграции объясняется переходом от использования заказчиком автономных ПК, хаотично разбросанных по подразделениям предприятия, к использованию сетевых решений. Это потребовало от компьютерных фирм расширения набора услуг для своих клиентов: разработка проекта, комплексные поставки оборудования и ПО, установка и наладка сетей, обучение персонала, техническое обслуживание и пр. Однако, характеризуя этот рынок услуг в 1994-96 гг., следует отметить, что в большинстве случаев участие интеграторов в проектах ограничивалось лишь некоторым базовым уровнем вычислительных систем, что не затрагивало вопросов решения конкретных прикладных задач клиентов.

Ограниченность участия системных интеграторов в реализации подобных проектов в значительной степени объяснялось наличием у корпоративных заказчиков собственных отделов автоматизации. Однако самым главным фактором, сдерживающим развитие бизнеса системных услуг, являлась не очень высокая заинтересованность клиентов в использовании эффективных компьютерных решений. В связи с этим хотелось бы особо подчеркнуть, что экономические преобразования последних лет в нашей стране с неизбежностью привели к необходимости широкого применения информационных технологий, которые в условиях рыночных отношений становятся основой эффективной деятельности любой организации — от небольшой частной фирмы до крупного предприятия или государственных структур.

Проиллюстрировать эту ситуацию можно на примере Лианозовского молочного завода, крупнейшего в этой отрасли предприятия страны. Первые компьютеры на ЛМЗ появились менее четырех лет назад, до этого же времени завод прекрасно обходился без всякой вычислительной техники. А сегодня по однозначному утверждению руководителей завода без созданной за эти годы информационной системы предприятие просто не сможет работать. Что же произошло, учитывая, что технология и организация самого производства в принципе остались теми же? Ответ довольно очевиден.

Раньше ЛМЗ входил в состав объединения "Мосмолоко" и от него требовалось только одно — производство продукции. В начале же 90-х годов завод стал самостоятельным, акционировался и ситуация радикально изменилась. Решающим показателем эффективности работы завода сегодня является не само производство и даже не сбыт продукции, а получение денег от потребителей. Такой подход заставил коренным образом реформировать всю систему учета финансовых взаимоотношений с заказчиками, не говоря уже о проблеме эффективного управления производством, складом, отгрузкой продукции и пр. В результате сегодня информационная система завода объединяет все основные службы предприятия и обеспечивает полный контроль текущего состояния товарных и финансовых потоков в режиме реального времени, на основе которого выполняется как оперативное управление, так и долгосрочное планирование деятельности ЛМЗ.

По мнению директора фирмы "1С" Бориса Нуралиева, 1996-й год, несмотря на известные финансовые трудности, в целом характеризовался устойчивым повышением спроса на комплексную автоматизацию учетных работ со стороны предприятий. Как результат, в деятельности партнеров фирмы, через которых она реализует свои разработки, опережающими темпами по сравнению с продажами продуктов рос объем их собственных дополнительных услуг по внедрению, адаптации и сопровождению продуктов (за год они выросли в два раза).

Понимание роли современных информационных систем приводит к принципиальному изменению подхода при постановке задач автоматизации. Если раньше подобные проекты затрагивали работу только отдельных (часто вспомогательных) служб организации, то сейчас речь идет о повышении эффективности деятельности всего предприятия с достижением вполне определенных результатов в виде, например, повышения его прибыли в целом. Соответственно меняется и схема финансирования информационных проектов: раньше она определялась существующим размером прибыли предприятия, некоторая доля которой выделялась в виде бюджета на автоматизацию, а теперь — прогнозируемым увеличением прибыли в результате внедрения новой системы. Любопытно отметить, что для убыточного предприятия единственным реальным способом автоматизации может быть только второй вариант, который подразумевает, в частности, возможность привлечения дополнительных инвестиций со стороны.

Сегодня вопрос фактически стоит не о том, нужна или не нужна предприятию информационная система, а о том, каким образом она должна быть реализована. В этой связи следует отметить, что ее создание может проходить по двум принципиально разным схемам. В первом случае она реализуется в виде автоматизации отдельных звеньев деятельности предприятия с ориентацией на сложившуюся к данному моменту его организационную структуру. А во втором, — задача состоит в существенной структурной перестройке деятельности предприятия с учетом современных возможностей вычислительной техники. Очевидно, что максимальный эффект может быть получен именно в последнем случае.

Однако переход к созданию информационных систем по второй схеме требует от системного интегратора выполнения принципиально нового круга задач. Если раньше он был органичен решением проблем только на техническом уровне, то сейчас во главу угла ставится доскональное изучение прикладной сферы деятельности заказчика, исследование его организационной структуры (бизнес-процедур, информационных потоков и пр.), диагностика проблем, разработка рекомендаций по их решению, создание конкретного проектного решения для их реализации и его сопровождение и развитие в будущем. Таким образом, теперь на передний план в работе системного интегратора выходит аналитическая исследовательская деятельность, называемая консалтингом.

В этой ситуации фирма-интегратор становится не столько исполнителем, сколько постановщиком задачи автоматизации. При этом, кроме очевидного повышения ее ответственности за конечный результат, происходит принципиальное изменение требований к квалификации компании, которые выходят за пределы чисто компьютерной сферы, в рамках которой проходило развитие системных интеграторов до настоящего времени.

Внешним проявлением повышения роли системной интеграции является увеличение рентабельности данного бизнеса, результатом чего стало возможным появление фирм, специализирующих именно в этой сфере деятельности. Сегодня очень немногие компьютерные фирм, выступающие в роли поставщиков решений, могут похвастаться тем, что готовы заниматься только представлением собственного сервиса без финансовой подпитки со стороны торговых операций или производства. Но число компаний, которые перешли эту черту или близко приблизились к ней, заметно выросло. И, возможно, наиболее важно, что среди них не только такие крупные компании, как IBM, R-Style, LVS и др., но также относительно небольшие фирмы, в том числе и региональные.

В сфере поставщиков решений идет расширение деятельности в сторону консалтинга, хотя сегодня его доходность в России еще не слишком высока. Тем не менее, уже есть отдельные примеры появления самостоятельных подразделений крупных фирм-интеграторов и даже небольших независимых компаний, работающих в области компьютерного консалтинга. И можно уверенно прогнозировать, что уже в ближайшее время это направление отечественного компьютерного бизнеса будет активно расширяться.

В начало статьи