Главная страница Visual 2000 · Общий список статей

Виртуальную лекцию трудно проспать

Андрей Колесов

© 1999, Андрей Колесов
Авторский вариант. Статья была опубликована c незначительной литературной правкой в газете "Известия" (тематический выпуск раздела "Экпертиза" — "Телекоммуникации") № 76'99 от 28.04.99 с. 3.
Мне кажется, что характер правки довольно точно отражает представление общей прессы о сути проблемы. Поэтому я привел здесь и мои фрагменты, которые не попали в опубликованный вариает, и текст, добавленный редакторами газеты.

Использование компьютерных и телекоммуникационных средств весьма радикально изменяет привычные формы деятельности человека. Одно из наиболее впечатляющих преобразований — широкое применение дистанционных методов взаимоотношений людей, которые позволили перейти от традиционной локальной модели деловых контактов к глобально-распределенной системе, где понятие географического расстояния просто исчезает.

В конце 80-х годов доступность персональных компьютеров обеспечила возможность их использования дома для работы. Сначала это был некий вариант "подработки" в свободное время, но потом "телеработа" стала широко применяться в виде стандартного варианта деятельности предприятий. Идея здесь проста — сокращение затрат на время проезда на работу, экономия средств на рабочих помещениях и, вообще, более удобный режим работы. Для общения сначала использовалась простая прямая связь через телефон и модем. В середине 90-х годов стал широко использоваться Internet и проблема географических расстояний просто исчезла.

Дальше — больше... Электронная почта позволила обмениваться информацией людям, находящимся на разных концах планеты, со скоростью ...почти света (письмо идет не более секунды, почти вне зависимости от физического расстояния). Сеть Web превратила информационные ресурсы мира в нечто единое и переплетенное (Web — паутина). Телеконференции позволили общаться между собой группам людей по интересам (профессиональным и любительским). Видеоконференции позволили делать то же самое, но уже в режиме реального времени, с демонстрацией разнообразных графических материалов.

В октябре 1995 года на конференции Telecom в Женеве на глазах у нескольких десятков тысяч зрителей президент Intel Эндрю Гроув продемонстрировал реализацию идей интерактивной связи пользователей ПК через Internet. Используя свой портативный компьютер, он связался в режиме телеконференции с несколькими медицинскими центрами, находящимися в различных уголках Земли, и провел своеобразный консилиум. Еще год назад эти методы общения стали использовать и ведущие медицинские центры России в своей повседневной деятельности.

Еще одно применение компьютерных и телекоммуникационных технологий — сфера образования. Раньше мы знали три формы обучения: очное (дневное и вечернее), заочное и экстерн. Теперь можно говорить еще об одной — дистанционной. Но она имеет принципиальное отличие от всех предыдущих: на самом деле телекоммуникационные методы обучения могут входить в состав всех ранее известных форм, стирая грани между ними.

Идея дистанционного обучения понятна: преподаватели и ученики как бы находятся в одном зале, но только на самом деле это помещение — виртуальное. Реально, каждый из них сидит ...за своим компьютером там, где это ему удобно. Выгода от этого также очевидна — экономия времени и денег. И что еще важно — повышение оперативности в обновлении курсов, возможности привлечения "удаленных" преподавателей (например, специалистов из профильных предприятий).

Прообразом "телеобучения" были известные еще лет тридцать назад "телевизионные лекции" (на советском телевидении был даже специальный канал). Сейчас же все это можно реализовать на совершенно ином уровне, с возможностью обратной связи, что является ключевым моментом для обучения.

Например, в системе сертификации специалистов в области информационных технологий уже много лет применяются телекоммуникационные методы при сдаче тестовых экзаменов. Это вполне понятно — сами сертификационные центры находятся лишь в географических регионах (например, где-то в Европе), а пункты сдачи экзаменов разбросаны по городам и весям (в России их несколько десятков).

Высшие учебные заведения испывают явную тенденцию к сотрудничеству. Раньше для этого применялся непростой механизм обмена преподавателями и студентами. Теперь же преподаватель может читать лекцию или вести семинар, не выходя из своего привычного кабинета, а его студенты (не слушатели — ведь общение двухстороннее) могут находится в любой точке Земли.

Но и в рамках одного города все это имеет важное значение. Например, в студенческом городке МИФИ уже несколько лет работает компьютерная сеть, созданная и поддерживаемая самими его жильцами. Она используется не только для игрушек (хотя и не без этого) и подработки, но и непосредственно для учебы.

В принципе институт предоставляет студентам необходимую технику и время для решения практических заданий. Дома же их выполнять удобнее и быстрее. Например, получение заданий и сдача готовых решений производится через Internet. Экономия очевидна: нет необходимости куда-либо ехать, согласовывать время встречи и пр. Вопросы и ответы — также через телекоммуникации. Кстати, преподаватель в это время может сидеть дома или на даче, а может быть, на научной конференции в Европе.

Телекоммуникационные методы все шире находят применение в обучении. Причем это может быть еще актуальнее не для сферы образования, а в области системы повышения квалификации уже работающих специалистов. Всем известно, что оторвать нужного сотрудника от работы даже на неделю — дело непростое. Другое дело — послушать лекции, сходить на семинары и консультации, сдать экзамены за пару часов, в удобное время, не покидая рабочего места (или из домашнего кресла).

В начало статьи