Главная страница Visual 2000 · Общий список статей

1995 год в жизни компьютерной прессы

Андрей Колесов, июнь 1999 года


1995 год стал довольно примечательным в жизни российского ИТ-бизнеса, можно даже сказать — в какой-то степени переломным. После этапа экстенсивного развития (1992-95 гг.) наступил период интенсивного роста. Традиционные клиенты (корпоративные) были в целом уже поделены, соответственно конкуренция стала более жесткой, рентабельность бизнеса стала падать, начался поиск новых рыночных ниш.

И все это при том, что платежеспособный спрос стал падать. Вспомним, что осенью 1995 года разразился достаточно серьезный банковский кризис (правда, за год до этого был "черный вторник" с обвалом курса доллара, но тогда его реальные последствия были не столь значительны).

Однако во многом благодаря произошедшим изменениям, 1995-96 годы были одновременно ознаменованы появлением новых сегментов (например, российских сборщиков) и компьютерных компаний "второй волны" ("первая" имела место в 91-92 годах. Кроме того, 1995 год стал периодом формирования компьютерной прессы в ее современном виде. Что также очень примечательно, так как информационный бизнес является хорошим индикатором положения отрасли в целом. Из событий той поры представляется нужным выделить следующие.

1. Весной 1995 году прекратил существование журнал "Монитор" (издавался с 1992 года), в котором я два года вел постоянный раздел "Программирование в среде MS Basic". Это было фактически единственным компьютерным российским изданием "для программистов" (если не считать попытки с выпуском русского "Доктора Добба"). Можно говорить о не очень удачной редакционной политике и стиле журнала, но главное в другом — издание для программистов оказалось нежизнеспособным. (Место "Монитора" до сих пор на занято — в нашей стране нет специального журнала для разработчиков.)

На мой взгляд, трехлетняя история "Монитора" отражает изменение ситуации на рынке "разработка ПО". После романтического периода начала 90-х, когда все хотели программировать что-то свое, оказалось, что реальный объем рынка разработок существенно ниже.

2. Среди компьютерных еженедельников той поры безусловным лидером был ComputerWorld-Moscow, пост главного редактора которого занимал Григорий Громов. Соучредителем газеты (или полностью учредителем?) выступал информационный гигант IDG, который владеет сетью изданий ComputerWorld во всех странах мира. Так вот, весной 1995 года руководство газеты решило отказаться от сотрудничества с IDG и стало издавать собственную независимую газету ComputerWeek-Moscow, что с внешней стороны выглядело как простая смена названия (даже дизайн издания остался старым, не говоря уже о самой редакции).

Трудно сказать, в какой степени "независимость" повлияла на деятельность газеты, но один момент можно точно отметить. Вполне вероятно, что часть подписчиков CW-M была потеряна в 1996 году просто потому, что читатели по привычке подписались на ComputerWorld, а это была уже совсем другая газета (см. ниже).

Что же касается CW-M, то уже в начале 1996 года четко обозначились ее финансовые проблемы, которые спустя три года привели просто к ее закрытию (в течение 1998 года она была еще раз преобразована в ComputerWeekly). Мне кажется, что ситуация с CW-M служит примером неспособности компании адаптироваться к изменению рынка, в частности работать в условиях возросшей конкуренции.

Тем не менее, летом 1995 года CW-M была явно на подъеме (скорее, на излете) и даже расширялась. В начале сентября заместитель главного редактора Ростислав Сергеев предложил мне работать в газете "более плотно" и писать для нее на постоянной основе. В результате осенью 1995 года я прекратил свою научно-программисткую деятельность и стал профессиональным журналистом.

Еще за год до этого гонорары за статьи были весьма символические, теперь же оказалось, что на них можно жить, занимаясь только "писанием". Что также было очень примечательным отражением развития компьютерного рынка.

2. Весной вышел первый выпуск PC Week Russian Edition, который фактически за год вышел в лидеры среди еженедельников. Прекрасный пример "правильного бизнеса" в современных рыночных условиях.

3. Потеряв CW-M, представители IDG сразу же стали искать новых партнеров в России. И они их нашли в лице издательского дома "Открытые системы", который в конце лета начал выпускать еженедельник "ComputerWorld-Россия".

4. В начале осени "Компьютерра" приобрела свой современный вид — цветной 64-страничный еженедельный журнал. (Еще в начале года это была обычная черно-белая газета в 8 полос.) Как мне потом рассказывал ее издатель, Дмитрий Мендрелюк, весной он вел переговоры с IDG о возможном выпуске ComputerWorld, преследуя единственную цель затянуть выход этого издания. Чтобы обеспечить продвижение "Компьютерры".

С тогдашней "Компьютеррой" связан еще один знаменательный эпизод. Летом 1995 года Мендрелюк пригласил работать главным редактором кого-то (сейчас уже не помню) из "Московского Комсомольца" (что вполне подходило духу журнала). Однако он не прижился в коллективе и не смог руководить газетой. Оказалось, что профессиональные журналисты просто не умеют адаптироваться к требованиям специализированной прессы. Все-таки "компьютерные начала" здесь сильнее чисто журналистских.

В результате, к концу 1995 года замглавного Георгий Кузнецов стал и.о. главного редактора (мы с ним тогда же и познакомились), а потом и главным до лета 1998 года.

Кстати, редакция "Компьютерры" в то же время, в конце осени, переехала в новое помещение (НИИ "Геофизприбор"), где находится и сейчас.

В начало статьи