Главная страница Visual 2000 · Общий список статей

Что такое жизнь ИТ-специалиста?
Постоянная учеба и сдача экзаменов!

Андрей Колесов

© 2000, Андрей Колесов
Авторский вариант. Статья была опубликована c незначительной литературной правкой в "Модус" № 6/2000, с. 12-13.


Истинность утверждения о пользе образования...

Истинность утверждения о пользе образования никогда не оспаривалась в нашей стране в старые добрые времена. (Хотя пункты анкеты "социальное положение" и "происхождение" имели всегда больший вес для хорошей карьеры.) Вхождение России в рыночную экономику подняло вопрос качества подготовки специалиста на принципиально новый уровень, и сегодня всем понятно, что именно это является одним из решающих факторов жизненного успеха. Более того, довольно абстрактный ранее для многих людей тезис "вся жизнь человека — это процесс обучения", сегодня выглядит просто очевидным руководством к действию тем, кто хочет по-настоящему соответствовать требованиям современной эпохи.

В данной ситуации опыт компьютерной отрасти представляет интерес не только для ИТ-специалистов, и этому есть, по крайней мере, два объяснения. Во-первых, все мы в той или иной мере становимся компьютерными специалистами, хотя бы в качестве пользователей, а доля ИТ-профессионалов на рынке труда быстро растет. Во-вторых, в плане "постоянного обучения" ИТ-отрасль всегда находилась и продолжает оставаться впереди. И такой опыт очень полезен для других отраслей, где наблюдаются аналогичные процессы, хотя и с некоторой задержкой во времени.

В начало статьи

Учиться настоящим образом...

Особенностью вычислительной техники являются невиданные в истории человечества темпы ее развития. Современный персональный компьютер, который можно купить в магазине по цене 800 долл., по производительности превосходит вычислительные центры двадцатилетней давности, доступные тогда далеко не каждому крупному предприятию. Радикальная смена аппаратно-программной базы в этой сфере происходит каждые несколько лет, а модернизация — постоянно. Соответственно, тезис о том, что учиться нужно всю жизнь, для ИТ-специалистов уже давно является не общим лозунгом, а нормой производственной деятельности. Причем его актуальность постоянно повышается: если двадцать лет назад период смены технологий был равен 5-7 годам, то сегодня — 1,5-2 годам.

В итоге, еще в 70-е годы советская высшая школа при подготовке компьютерных профессионалов стала делать ставку на их базовое образование и ориентацию на постоянное изучение новых технологий в будущей работе.

Одновременно в нашей стране стала формироваться достаточно развитая система переподготовки ИТ-специалистов, которая уже в те времена была платной. На рубеже 90-х годов на смену государственному механизму пришли независимые коммерческие учебные центры (УЦ). Аналогичные процессы, но в существенно более значительных масштабах, происходили и во всем мире, в первую очередь в США. В результате внутри компьютерной индустрии сформировался достаточно мощный самостоятельный сектор бизнеса, связанный с обучением информационным технологиям.

И здесь следует отметить, что именно достаточно высокая базовая подготовка и привычка к постоянному освоению новшеств обеспечили высокую степень адаптации компьютерных специалистов советской поры к радикальным изменениям в социально-экономической обстановке в стране. С одной стороны, они смогли быстро освоить новейшие, ранее совершенно недоступные нам зарубежные технологии и продукты. С другой, — многие из них успешно сменили профиль деятельности, воспользовавшись новыми перспективными сферами приложения сил.

В начало статьи

Разница между образованием и обучением

В целом же современная схема подготовки ИТ-специалиста основана на довольно четком разграничении двух ее составных частей — образования (education) и обучения (training, тренировка). Разобраться в их различии тем более необходимо, что в нашей стране традиционно считалось, что обучение квалифицированного специалиста в целом заканчивалось при выходе из вуза, после которого он должен быть расти за счет производственного опыта. В результате сегодня многие люди до сих пор не понимают, зачем, например, студенту нужно для успешного трудоустройства заканчивать платные курсы по ИТ-технологиям. А руководители предприятий до сих пор удивляются, когда начальники ИТ-отделов просят отправить на переподготовку специалистов: "чему же их там в институтах учили".

В ситуации быстрого обновления технологий задачей вузовского образования является формирование фундаментальных знаний специалиста и его методической подготовки к будущему непрерывному развитию. Поэтому образование не может ориентироваться на глубокое изучение конкретных технологий, которые к тому же постоянно меняются.

Обучение же направлено как раз на получение профессиональных навыков работы с определенным инструментом от конкретного производителя. Здесь нужно подчеркнуть, что развитие компьютерных средств основывается на острой конкуренции параллельно развивающихся базовых технологических линий, предлагаемых ведущими мировыми разработчиками — Microsoft, Novell, Sun, Oracle и рядом других — которые являются независимыми от государства организациями.

Сила вузов заключается в независимости от конкретного производителя. Учебные же центры, наоборот, не только ориентируются на определенные технологии, но и опираются на методики авторизованного обучения, создаваемые их разработчиками. Более того, каждый производитель компьютерных средств создает собственную фирменную систему сертификации специалистов, и престиж таких "частных" дипломов растет в последние годы очень быстро.

Таким образом, видно, что в общей схеме подготовки специалиста общее образование представляет собой как бы горизонтальную, базовую платформу, а обучение технологиям — вертикальную постоянно обновляемую его часть, связанную с освоением программ и техники, поставляемых различными мировыми разработчиками: Microsoft, Novell, IBM и пр.

Разница между образованием и обучением видна на таком примере: степень бакалавра или доктора присваивается специалисту на всю жизнь, а статус сертифицированного специалиста по некоторой технологии — только на время ее жизни, 2-3 года.

Непонимание данной ситуации приводит зачастую к проблемам с трудоустройстом выпускников вузов. И дело здесь заключается не в уменьшении количества рабочих мест (хотя и не без этого), а в принципиальном изменении требований к принимаемым сотрудникам со стороны работодателя.

В советские времена вопрос освоения профессии решался путем весьма неэффективного механизма производственной практики и аморфного статуса "молодого специалиста". Сейчас работодатели не могут позволить себе такую роскошь. При приеме на работу требуется в первую очередь наличие навыков для выполнения вполне конкретной работы, а уже потом — диплом об образовании, который скорее говорит о готовности кандидата к повышению квалификации.

В такой ситуации параллельная работа старшекурсников по профильной специальности, которая раньше в основном ассоциировалась только с желанием получить дополнительный заработок, сегодня становится обязательным элементом (зачастую за весьма символическую оплату) его подготовки к будущей карьере. И здесь дополнительное прохождение учебных курсов по конкретным технологиям и получение соответствующего сертификата являются очень привлекательным вариантом (подробнее см. "Как студенту стать ИТ-специалистом", "Модус" N 3/99).

В начало статьи

Российское отношение к обучению специалистов вообще, и компьютерных в частности

Хотя отношение к обучению и переподготовке специалистов в России динамично меняется, но все же оно в значительной степени отражает ситуацию советских времен и пока довольно далеко от мировых стандартов.

В частности, в СССР традиционно считалось, что проблемы своего профессионального роста или решения сложных технических вопросов должны решаться самим сотрудником (причем за свой счет!). Повышение квалификации специалистов предприятия решалось не за счет обучения собственных служащих, а в результате найма новых работников со стороны. Наверняка многие сегодня смогут вспомнить случаи из собственной практики, когда требовалось приложить огромные усилия, чтобы начальство отпустило их (за счет предприятия) хотя бы на недельные курсы раз в год.

Совершенно иную ситуацию можно наблюдать за рубежом, где прохождение курсов (и сдача сертификационных экзаменов!), постоянное повышение квалификации зачастую являются обязательным условием контракта при найме на работу. Вот что мне сказал два года назад молодой российский программист, который переехал в США и поступил на работу в крупную американскую компанию: "Я записался на все (!) курсы, которые предложило мне начальство на этот год. Здесь это приветствуется, тем более что многие штатные сотрудники предпочитают отлынивать от обучения". Нет нужды подчеркивать, что обучение оплачивается предприятием и обычно проходит с отрывом от производства.

В нашей стране отношение к обучению ИТ-специалистов отражает также непонимание природы процесса компьютеризации так такового. Сама идея вложения средств в развитие и освоение информационных технологий еще часто воспринимается как единовременное инвестирование без каких-либо последующих затрат.

В начало статьи

Исследования IDC

Для иллюстрации изложенных выше тезисов хотелось бы сослаться на результаты исследования российского рынка обучения пользователей информационных технологий, выполненное компанией IDC в феврале 1998 года (к сожалению, более поздних сведений пока не имеется).

Тогда данные были получены из тридцати крупных и преуспевающих организаций (в том числе иностранных), работающих на российском рынке. Компания также провела интервьюирование ряда ведущих учебных центров. Одним из главных количественных результатов опроса является вывод о том, что объем услуг обучения ИТ составил в 1997 г. 32 млн. долл., что равно одному проценту от общего российского рынка информационных технологий.

Разницу в подходах к обучению персонала характеризуют такие данные: в 1997 г. в российских компаниях на одного служащего приходилось 4,6 учебных дней, что в 9 раз меньше по сравнению с иностранными фирмами, работающими в России.

Наиболее активно используют курсы по обучению ИТ-технологиям предприятия, работающие в наиболее конкурентоспособных (по мировым стандартам) областях: операторы сотовых телефонных сетей, представители рынка телекоммуникаций, инвестиционные банки и иностранные мультинациональные корпорации. Объем затрат на обучение в них в 2-10 раз превышает средний показатель, полученный в исследовании.

В целом, IDC отмечает повышение понимания важности эффективного использования информационных технологий и рост внимания к проблеме обучения персонала. Однако даже в крупных компаниях эта работа зачастую не строится на плановой основе. Так, из тридцати исследованных компаний лишь восемь имеют собственные финансовые ресурсы внутри компьютерного отдела на изучение информационных технологий. В остальных случаях решение о выделении средств на конкретный проект решается каждый раз руководством фирмы индивидуально.

Отражение менталитета советской эпохи можно найти в объяснениях руководителей, почему они не хотят вкладывать средства предприятие в обучение: "Нет смысла платить деньги за обучение сотрудников, которые тут же уйдут из фирмы в поисках более высокой зарплаты", "Мы не хотим тратить деньги для получения красивых аттестатов", "На то он и специалист, чтобы знать свой предмет и повышать свою квалификацию самостоятельно" и пр.

IDC отмечает как положительный момент, что изучение современных программных средства традиционно входит в подавляющую часть общеобразовательных курсов в высшей и средней школе России. (А.К.: хотя уровень технического и методического оснащения в нашей стране существенно отстает от мирового уровня.) В то же время неготовность клиентов платить деньги за обучение определяет и то, что в России сектор подготовки ИТ-специалистов фактически находится в зачаточном состоянии (в отличие от США и Западной Европы, где он выделился в самостоятельную отрасль компьютерной индустрии). Эксперты IDC определяют число соответствующих учебных центров в нашей стране "незначительное".

Следует также отметить два важных момента. С одной стороны, эксперты IDC отмечают высокий уровень качества обучения на коммерческих ИТ-курсах. Опрошенные опрошенных в ходе исследования компании дали такие оцени уровня преподавания по пятибальной шкале: 5 — 34%, 4 — 44%, 3 — 14%, 2 — 3%, 1 — 0%.

С другой стороны, подчеркивается довольно узкий спектр (из-за невысокого спроса со стороны клиентов) курсов. Многих специфических курсов, в том числе концептуального характера, в России зачастую просто нет. В результате многие преуспевающие российские фирмы вынуждены тратить большие средства, посылая свой персонал на стажировку или обучение за границу. Курсы, ориентированные на конечных пользователей, тоже пока еще только набирают популярность.

В начало статьи

Кризис 1998 как индикатор

Разумеется, в России растет понимание роли обучения и переподготовки специалистов. И, как это не парадоксально, в какой-то степени положительное влияние оказал кризис августа 1998 года. С одной стороны, он отрицательно сказался на желании руководителей предприятий платить за обучение сотрудников: борьба за сокращение расходов непосредственно коснулась бюджетов на обучение. Но с другой стороны, резкий рост конкуренции на рынке труда стал сильнейшим стимулом в повышению своей квалификации со стороны самих специалистов. Да и ряд компаний, исходя из соображений стратегической перспективы, решило воспользоваться паузой в деловой активности и вместо сокращения сотрудников, предложило им потратить свои временные отпуска на изучение новых технологий.

В этой ситуации любопытно отметить, что в условиях резкого снижения (почти в два раза) объема компьютерного рынка, по оценкам экспертов за последние два года наблюдался даже небольшой рост сегмента ИТ-обучения.

В начало статьи

Сертификация — веление времени

В то же время понятно, что обучение является не самоцелью: задача заключается в достижении некоторого уровня квалификации. И в этой ситуации возникает проблема некоторых объективных критериев для оценки подготовки специалистов, т.е. их сертификации.

Как уже отмечалось, развитие компьютерных технологий в целом определяется несколькими направлениями (взаимосвязанными и конкурирующими одновременно!), представленных рядом мировых лидеров ИТ-индустрии (Microsoft, Novell, Oracle, Compaq, Cisco и многие другие). В этой ситуации вполне естественно, что именно эти компании взяли на себя построение системы авторизованного обучения и сертификации специалистов по своим технологиям.

В результате сегодня сложилась ситуация, когда уровень подготовки ИТ-специалистов оценивается по двух схемам: традиционной, общеобразовательной (бакалавр, магистр, доктор) и специализированной по разным направлениями ИТ-технологий (Microsoft, Novell и т.д.). При этом каждая компания предлагает собственную систему сертификатов с учетом как направлений деятельности специалистов (администратор, инженер, разработчик), так и уровня подготовки внутри этих направлений.

Кстати, здесь хорошо видна также разница между образованием и ИТ-обучением: степень бакалавра или доктора присваивается специалисту на всю жизнь, а статус сертифицированного специалиста по некоторой технологии — только на время ее жизненного срока, на 2-3 года.

Схема фирменной сертификации, разумеется, не является абсолютно идеальной хотя бы потому, что современный специалист не должен ограничиваться знанием технологий одной компании. Именно поэтому следует подчеркнуть, что сертификат является лишь одним из показателей квалификации и не заменяет сам по себе опыт и умение сотрудника выполнять свои обязанности. В то же время фирменная сертификация обеспечивает одинаковые критерии оценки, независимо от географических границ и поэтому подобный статус общепризнан во всем мире.

Однако, напомним, что фирменный сертификат не является документом государственного образца. Его "вес" определяется авторитетом компании, выдавшей сертификат, и некоторым консолидированным опытом ИТ-сообщества, которое подтверждает — "да, этот диплом действительно говорит об уровне квалификации специалиста".

Любопытно также отметить, что именно с целью единства критериев общепринятая в мире схема фирменной сертификации обычно предусматривает, что процедура сдачи тестовых экзаменов максимально отделена от процесса обучения (хотя бывают исключения). Считается лучшим вариантом, чтобы учебные и тестовые центры были вообще различными организациями. Если же два центра находятся в одной компании, то они должны находится в разных зданиях, иметь разный состав сотрудников и пр.

Поэтому выбор фирмы, имеющей оба центра, с точки зрения клиента имеет выгоды только в виде возможных скидок при оплате обучения и тестирования, удобства в планировании времени и т.д. Но на поблажки со стороны "своих" преподавателей при сдаче экзаменов (они обычно выполняются в виде компьютерных тестов) рассчитывать не следует.

В начало статьи

Сертификация пользователей — назревшая проблема

Однако фирменная сертификация международного образца существует только для ИТ-специалистов, но не для пользователей. В то же время ставшее сейчас почти обязательным требование при найме сотрудников "знание компьютера и офисных программ" нуждается в создании какой-то системы тестирования и оценки этих знаний. И такие механизмы сертификации уже появляются и начинают применяться на практике. Вот два примера.

1. Фирма "1С", лидер поставщиков экономического ПО на российском рынке, уже давно проводит обучение и сертификацию ИТ-специалистов по установке, настройке и сопровождению программ "1С". Кроме того, компания имеет очень широкую сеть центров (более 600) по обучению конечных пользователей (в основном для бухгалтеров). С прошлого года "1С" начала реализации новой программы "1С:Профессионал", в рамках которой проводится тестирование и сертификация бухгалтеров на получение статуса "авторизованный пользователь 1С". И рейтинг такого сертификата на рынке труда уже достаточно заметен.

2. В начале февраля рекрутерская компания "Агентство Контакт" заключило соглашение с учебным центром "Микроинформ" о создании системы тестирования по знанию информационных технологий для специалистов широкого профиля: от пользователей (секретарей, менеджеров, бухгалтеров и пр.) до ИТ-профессионалов. Речь здесь идет не о формальных экзаменах для получения каких-то сертификатов, а о необходимом дополнении к традиционным собеседованиям. Все это должно повысить качество и оперативность отбора кандидатов на работу, за который кадровое агенство несет моральную, а часто и финансовую ответственность перед работодателем.

В начало статьи