Главная страница Visual 2000 · Общий список статей
Зачем Intel рекламирует процессоры Pentuim?Андрей Колесов
© 1997, Андрей Колесов Действительно, зачем?
Вам интересно, что находится внутри системного блока ПК?
Как стать лидером отрасли
Результаты налицо
Примечание
Помните классический образец советской рекламы: "Летайте самолетами Аэрофлота!" — "А что, есть другие предложения?" Мне кажется, что рекламная деятельность Intel последних лет в большинстве своем очень напоминает именно такой вариант. Это особенно бросилось в глаза, когда Intel два года назад начала просто печатать в разных изданиях фотографию своей микросхемы без особых комментариев, а немного спустя — демонстрировать свои видеоклипы по телевидению. Обратите внимание, речь там шла (и идет) даже не о компьютерах на базе Pentium, а о самом "осколке камня" (chip — щепка, осколок), до которого конечным пользователям по большому счету и дела-то нет.
В чем цель рекламы? Наверное, в увеличении объемов продаж, которое достигается за счет либо общего расширения рынка, либо роста своей доли благодаря вытеснению конкурентов. Очевидно, что развитие рынка ПК зависит в первую очередь от наличия соответствующего потребительского спроса. Что же касается конкурентов, то владея 80-90% рынка (по данным IDC осенью 1996 г. процессоры Pentium были установлены в 93% продаваемых в России ПК), о конкурентах можно не очень волноваться.
Если говорить о российских делах, то рост бизнеса Intel действительно впечатляет: с 80 млн. в 1995 г. до 200 млн. дол. в 1996 г. Однако в его основе вряд ли лежит прямой эффект от рекламы: скорее он объясняется увеличением продаж ПК отечественной сборки, снижением доли "серых" поставок процессоров и общим повышением средней стоимости процессоров (примерно на 30-40% за последние пару лет). Даже уменьшение доли процессоров AMD в большей мере вызвано совершенно объективным процессом очередной смены поколения семейства x86, к которому AMD оказалась не готова.
Так зачем же Intel рекламирует Pentium? Мой вариант ответа выглядит следующим образом: она рекламирует не свою продукцию, а саму себя.
Вам интересно, что находится внутри системного блока ПК?
Еще один любопытный момент — принципиальные отличия в рекламной деятельности партнеров по коалиции Wintel. Корпорация Microsoft буквально окружена соперниками со всех сторон, ей есть за что и против кого бороться. Но появление ее прямой рекламы — просто редкость. У Intel же реальных конкурентов почти нет, а ее реклама, причем ориентированная на непрофессионалов, встречается на каждом шагу. Почему? Да, очень просто: чтобы быть узнаваемой, Microsoft не нужна никакая реклама — с ее продукцией и ее именем знаком практически каждый пользователь ПК. Более того, у большинства из них есть желание кое-что сказать сотрудникам Билла Гейтса, причем далеко не всегда в рамках парламентских выражений.
А если Intel не будет каждый день показывать свои видеоролики, то абсолютное большинство членов компьютерного мира (не говоря уже о жителях Земли вообще) возможно даже не будет знать о ее существовании.
Кто является производителем системной платы, модулей памяти, видеокарты, жесткого диска, дисководов гибких дисков, CD-ROM и другой начинки системного блока вашего ПК? Абсолютное большинство пользователей не смогут ответить на этот вопрос. В их числе и автор этой статьи, хотя еще год назад я собственноручно проводил коренную модернизацию своего ПК. Мне это неинтересно — работает, и ладно. При этом любой специалист может подтвердить, что именно эти компоненты (а не процессор!) имеют решающее значение с точки зрения надежности ПК. Кто из читателей сможет сказать, какие микросхемы стоят в их телевизоре? Вряд ли таких окажется много. Нормальных людей интересует марка производителя конечного продукта, а не отдельных его компонент.
Безусловно, микропроцессор является одним из главных элементов ПК, но все же популярность этой темы явно превышает ее реальную актуальность. И здесь надо отдать должное Intel — ей удалось поднять обсуждение чисто технических вопросов до проблем общечеловеческого значения. В результате в массовом сознании уже сформировался термин "ПК типа Pentium", который на практике вводит многих пользователей в заблуждение (все огромные проблемы программно-аппаратного комплекса сводят к фразе "главное, чтобы был Pentium").
Вспомним ситуацию конца 80-х годов. Уже тогда Intel была весьма крупной компанией. Но даже многие компьютерные специалисты, зная о ее существовании, мягко говоря, не очень интересовались ее деятельностью. А абсолютное большинство пользователей ПК даже и не слышало о ней. И никому не приходило в голову поинтересоваться, какой тип процессора (не говоря уже о фирме) установлен в покупаемых IBM PC XT или AT. Такое положение является абсолютно нормальным для технологической компании, которая имеет довольно опосредованный выход на конечных пользователей.
Разумеется, актуальность темы "микропроцессоры" в последнее время объективно возрастает. Но все же основная роль в ее "актуализации" принадлежит целенаправленной стратегии Intel.
Ситуация заключается в том, что еще в конце 80-х годов Intel явно перестала устраивать роль "серого кардинала". Она решила стать не просто богатой, но и известной. Короче говоря, официальным лидером компьютерной отрасли. При этом следует отметить, что речь шла не о простом удовлетворении каких-то амбиций, а о стратегии обеспечения своего развития именно в качестве технологической компании.
Следует обратить внимание на то, что несмотря на расширяющуюся сферу деятельности Intel, она по сути дела остается "моногамным" предприятием- производителем узкоспециализированных цифровых микропроцессоров для ПК. (Точных данных нет, но даже представители Intel признают, что подавляющая часть прибыли корпорации получена за счет процессоров.) Это представляет собой совершенно уникальное явление для бизнеса подобного масштаба. Кто однозначно ответит, что выпускают IBM, General Electric, HP и пр.?.
Intel и Pentium — близнецы-братья... Судьба Intel однозначно связана с успехом или проблемами своих процессоров. Специфика положения корпорации заключается в том, что на рубеже 80-90-х годов стало ясно, что основным конкурентом Intel является не столько продукция AMD, альянса PowerPC или Sun, сколько микропроцессоры... самой Intel двухлетней давности. А раз так, то главная задача формулируется следующим образом: как обеспечить постоянный динамичный рост спроса на все более мощные процессоры?
Очевидно, что положиться в этом глобальной вопросе (фактически о жизни и смерти) на кого-то другого является делом весьма рискованным. Даже такой проверенный годами партнер, как Microsoft, вообще-то говоря, может пойти своей дорогой. Например, она может легко двинуться по пути интенсивного, а не экстенсивного развития, т.е. обеспечить обновление своей продукции за счет функционального расширения ПО на базе повышения эффективности (а резервы здесь у современных программных продуктов огромные) без особого упора на рост мощности самого ПК.
Короче говоря, нужно превращаться из предприятия, обеспечивающего потребности общества, в компанию, активно формирующую их постоянный рост. Из высокооплачиваемого технического персонала — в руководителя.
Посмотрите на тематику выступлений представителей Intel самого разного калибра за последние годы: в них в минимальной степени говорится о самих микропроцессорах. В центре внимания — глобальные проблемы "человек и компьютер". Официальные выступления президента Intel Энди Гроува больше напоминают проблемные доклады Генерального секретаря ООН: как жить человечеству дальше. И только где-то в конце любого сообщения имеется обязательный раздел: всего этого мы сможем достичь, только используя новейшие модели процессоров Intel.
Меня поразила активность Intel в последние два года в пропаганде Internet — сфере, к которой бизнес компании имеет довольно косвенное отношение. На одной из московских презентаций Intel прошлого года, посвященной проблемам Internet, знакомый журналист из Интерфакса, только начавший заниматься компьютерной тематикой, спросил меня: "А в чем тут событие, где новость? И при чем тут вообще Intel?" Мой ответ был такой: "Intel стала компанией такого масштаба, что она может позволить себе собрать слушателей, чтобы поговорить не о своих делах, а о проблемах человечества."
Но при этом следует отметить, что свою репутацию лидера Intel обеспечивает далеко не только за счет презентаций и общих рассуждений. В начале 90-х годов корпорация "перешла Рубикон": она впервые предложила компьютерному сообществу новый стандарт системной шины ПК — PCI. С тех пор Intel, если не инициатор, то непременный участник разработки всех стандартов, связанных с ПК.
Из последних примеров наиболее любопытным является совместная с Microsoft инициатива по созданию спецификаций NetPC. Концепция NetPC подразумевает изменение модели сетевых вычислений и затрагивает в первую очередь проблему организации программных средств и в меньшей степени — конструкцию самого компьютера. Микропроцессоров, как и других электронных компонентов, все эти вопросы вообще напрямую не касаются. Но Intel кровным образом заинтересована в реализации идеи NetPC, так как она опирается на тезис о дальнейшем повышении мощности процессора (NC тяготеет к идее "слабого клиента).
Зачем же Intel так активно участвует во всех этих дискуссиях, инициативах? Ответ очевиден: оставаясь технологической электронной фирмой, Intel заинтересована в динамичном развитии компьютерной индустрии в нужном для нее направлении.
В дополнение к своей деятельности как популяризатора идеи компьютеризации и разработчика стандартов Intel активно использует возможности их реализации "личным примером". В последние годы наблюдается расширение сферы деятельности корпорации в компьютерном бизнесе: производство материнских плат, сетевого оборудования, программно-аппаратных средств для телекоммуникаций и Internet и пр. Однако создается впечатление, что здесь Intel не ставит перед собой всерьез задачу добиться лидирующих позиций. Ее вполне устраивает положение "второй линии атаки", которая фактически гонит вперед "первую" и в любой момент готова заменить ее. А все это подчинено единой стратегической цели: удержание высокого спроса на все более мощные микропроцессоры.
Хрестоматийным является пример с выпуском материнских плат. Тогда в начале 90-х годов основные производители материнских плат из Тайваня решили не форсировать выпуск новых моделей для Pentium, резонно полагая, что они еще не полностью собрали урожай с поля 486. Но Intel преподала им наглядный урок того, как опасно занимать выжидающую позицию в гонке за лидером: корпорация быстро развернула собственное производство плат, заняв здесь передовое положение.
Не менее показательна и очевидная озабоченность Intel проблемой отставания программных средств и прежде всего темпами перехода к 32-разрядным системам, которые сдерживают использование новейших моделей процессоров (имеется в виду переход к Pentium Pro). При этом Intel откровенно демонстрирует готовность решения этого вопроса собственными силами. В одной статье я недавно прочитал о том, что объявленная компанией два года назад программа NSP (Native Signal Processing) в целом закончилась не очень удачно, так как Microsoft удалось предложить более удачный альтернативный вариант своих решений (в частности, DirectX). Но, может быть, цель Intel и заключалась в том, чтобы поторопить своего стратегического партнера?
Короче говоря, Intel действует под лозунгом: "Нам все равно, кто является разработчиком ПО и производителем ПК. Главное, чтобы в этом компьютере стоял процессор Intel. И более мощный, чем год назад".
Последние годы Intel демонстрирует просто фантастические результаты своей деятельности: за последние семь лет среднегодовой рост ее доходов составляет 44%. Еще два года назад Intel и Microsoft (почти во всех рейтингах эти корпорации занимают соседние позиции) вошли в десятку крупнейших фирм США по показателю капитализации (суммарная рыночная стоимость акций), опередив бывшего признанного лидера отрасли IBM. По данным экспертов американского журнала "Wall Street Journal" по размеру прибыли в 1996 г. Intel вышла на третье место среди крупнейших компаний США, пропустив вперед лишь General Electric и Exxon.
Однако, возможно, более важными являются качественные изменения: за последние годы в общественном мнении Intel превратилась из чисто технологической компании в признанного духовного лидера отрасли. Не случайно в опубликованном в июне прошлого года в американском журнале "Таймс" традиционном ежегодном списке десяти самых влиятельных граждан США впервые наряду с политическими деятелями (список возглавляет Билл Клинтон), финансовыми и промышленными магнатами фигурируют руководители компьютерных компаний Intel (Энди Гроув) и Microsoft (Билл Гейтс).
При этом любопытно отметить, что предоставив своему партнеру по коалиции Wintel роль задиристого бойца на первой линии фронта борьбы с многочисленными конкурентами, сама Intel обычно выступает в качестве рассудительного старшего брата и "миротворца" всей компьютерной отрасли. Причем это можно наблюдать не только в мировом масштабе, но и на региональном уровне. Например, российское подразделение Intel за последние два года сумело стать, с одной стороны, некоторым объединительным центром и куратором сообщества отечественных производителей ПК, а с другой, — одним из активных участников общественно-просветительской деятельности "компьютеры — в широкие массы".
По общим оценкам экспертов позиции Intel в компьютерном мире весьма устойчивы. Очевидно, что многочисленные прогнозы двухлетней давности о предстоящем крахе "морально устаревшей" платформы x86 пока очень далеки от реальности. Однако никак нельзя сказать, что в деятельности компании нет проблем. Как это ни парадоксально, но похоже, что одной из них является то, что Intel слишком сильно оторвалась от преследователей. В результате продукты компании вступают в конкурентную борьбу между собой. Например, если раньше стратегия Intel однозначно определялась продвижением одного типа процессоров "текущего поколения", то уже почти два года она поддерживает сразу два — Pentium и Pentium Pro, к которым теперь присоединился еще и Pentium II.
Тем не менее, Intel пока довольно удачно выполняет роль лидера и не выказывает признаков усталости в этой безумной технологической гонке.
Тема "Intel и прочие производители микропроцессоров", или "Intel и AMD" вполне достойны отдельно разговора. За последние несколько лет я помню несколько кампаний в прессе по поводу того, что "скоро Intel'у придется тяжело". Сейчас мы видим очередной всплеск этой темы в связи с появлением K6 и Pentium II. Безусловно, деятельность AMD и ее продукция заслуживают всяческого одобрения. Ее процессоры являются мощным стимулом развития всего рынка и любимы в нашем отечестве. Но сейчас, не затрагивая технические аспекты проблемы, хотелось бы отметить следующее:
1. Три последние года (в течение этого времени я слежу за этой проблемой) AMD ежегодно заявляет, что она хочет получить 30% рынка. Но реальная ее доля стабильно держится на отметке 10-15%.
2. Акционерная стоимость Intel регулярно растет последние годы на 30-40% в год. Стоимость AMD сегодня примерно та же, что и 10 лет назад.