Главная страница Visual 2000 · Общий список статей

Прогресс компьютерных технологий очевиден, но...

Андрей Колесов

© 1998, Андрей Колесов
Авторский вариант. Статья была опубликована c незначительной литературной правкой в газете "Модус" № 16'98, с.10.

Не так давно, блуждая по Internet,...
Компьютеры и автомобили меняются местами
Чем измеряется прогресс вычислительной техники
Microsoft тут не при чем
Все это сказано...
"Если бы Microsoft делала автомобили" (мнение General Motors)


Не так давно, блуждая по Internet,...

Не так давно, блуждая по Internet, я наткнулся на текст из разряда "компьютерные хохмы" под заголовком "Если бы Microsoft делала автомобили". В принципе в компьютерных кругах уже давно известно несколько вариаций на эту же тему — они неоднократно публиковались в прессе. Однако в попавшемся мне варианте во вступительном комментарии содержалось одно любопытное уточнение, которое заставляет по-другому взглянуть на этот, казалось бы, ставший уже привычным анти-микрософтовский выпад.

По версии анонимных авторов данного текста история его появления такова. На проходившей в Лас-Вегасе в конце 1997 г. крупнейшей в мире компьютерной выставке Comdex'97 президент Microsoft Билл Гейтс, желая проиллюстрировать успехи компьютерной индустрии, сделал в своем выступлении традиционное сравнение с автомобильной промышленностью: "Если бы General Motors поддерживала темпы развития технологий теми же темпами, что и в компьютерной индустрии, мы бы все ездили на машинах стоимостью в двадцать пять долларов со скоростью 900 миль в час и тратили бы 1 галлон бензина на 1000 миль". Немного позднее компания General Motors опубликовала свое встречное заявление: "Да, но вы захотели бы, чтобы ваш автомобиль рассыпался на кусочки по два раза в день?". И сопроводила его развернутым комментарием из 10 пунктов под приведенным выше заголовком. На самом же деле упрек Биллу Гейтсу можно сделать лишь в том, что, просто повторив один из вариантов давным-давно известного афоризма, он зачем-то упомянул вполне конкретную автомобильную компанию.

Однако, если приглядеться внимательнее на текст ответного послания General Motors, то можно легко убедиться, что говоря о Microsoft, речь также идет совсем не о конкретной фирме, а обо всей компьютерной индустрии. И что за этой вроде бы забавной шуткой скрывается довольно серьезная обеспокоенность всего американского общества состоянием дел в области ИТ-технологий.

В начало статьи

Компьютеры и автомобили меняются местами

Афоризм со сравнением компьютеров и автомобилей лично я встречал еще в книге "Физики шутят", датированной концом 60-х годов. Хотя уже в те времена было заметно быстрое повышение роли вычислительной техники в экономике США, компьютерная индустрия никак не могла тягаться по своей значимости с автомобилестроением, которое традиционно было олицетворением прогресса американской промышленности и технической мысли. (Именно поэтому автомобили и были выбраны в качестве объекта сравнения).

Но время идет и ситуация меняется. Сегодня компьютерная отрасль является одной из определяющих компонентов экономики США, в целом не уступая автомобильной, нефтяной или банковской сферам. По такому интегрированному показателю экономического положения, как рыночная капитализация (суммарная стоимость акций), компьютерные фирмы уже давно обогнали автомобильные компании и занимают лидирующее положение. В частности, Microsoft и Intel последние два года уверенно входят в списки пяти крупнейших американских корпораций. Примерно такие же рейтинги они имеют по объему прибыли. Растет влияние компьютерной индустрии на всю экономику страны. По данным американского журнала Time, в 1990 г. на долю высокотехнологичных отраслей приходилось менее 10% прироста национального дохода США, а в 1997 г. этот показатель увеличился до 30%.

Казалось бы, можно только радоваться всем перечисленным выше фактам, но все же есть немалые основания и для определенного беспокойства. Суть проблемы заключается в том, что сегодня можно наблюдать тревожную тенденцию превращения компьютерной индустрии из вспомогательной технологической отрасли, работающей на конечного потребителя, в некоторого монстра, заставляющего трудиться на себя экономику страны и собственных пользователей.

По-видимому, осознанием этой опасности (скорее всего, на интуитивном уровне, а не в результате хладнокровного исследования вопроса) стала активизация в последние полгода деятельности государственных органов США по изучению нарушений антимонопольного законодательства как раз со стороны Microsoft и Intel.

И здесь опять же весьма характерным моментом является та мощная поддержка Microsoft со стороны практически всех лидеров компьютерной индустрии (и одновременно — экономики США), с которой они выступили в мае нынешнего года, обратившись с коллективным посланием к руководству страны. Примечательно, что говоря в нем о крайней нежелательности задержки с выпуском Windows 98, они делали акцент на возможные проблемы не только промышленности информационных технологий, но и всей экономики страны.

В начало статьи

Чем измеряется прогресс вычислительной техники

Разумеется, капитаны ИТ-индустрии просто лукавят, пытаясь свести вопрос о прогрессе компьютерных технологий к повышению вычислительной мощности компьютера (тем более — быстродействия микропроцессора). Реальный эффект от применения любых технологий определяется таким непростым для оценки понятием, как производительность труда конечного пользователя. Например, за последние десять лет вычислительная мощность ПК возросла в сотни раз (скорость процессора, объем памяти). А насколько увеличилась отдача бухгалтера, инженера, машинистки и пр.? Очевидно, что речь может идти в лучшем случае о коэффициентах в диапазоне от 2 до 5.

Одна из проблем заключается в том, что значительный процент роста мощности компьютера (величина в 50% не кажется завышенной) съедается им же самим для сугубо внутренних нужд. Примерно такая же цифра затрачивается на невольное увеличение информации, которую плодит сам пользователь. В целом проблема известная — "время занятости домохозяйки равно ее свободному времени".

Вот, что еще год назад подчеркнул в своем письме мой приятель и бывший коллега (это я сменил профессию), доктор наук сорока лет, который всю сознательную жизнь занимается исследованиями в области математических моделей геофильтрации: "Десять лет нам казалось: поставьте нам на стол 286 (386, 486) компьютер и мы тогда... Сегодня у меня на столе стоит рядовой ПК на базе новейшего Pentium II, который при этом равен совокупной мощности двух ВЦ МИНМЯСОПРОМА, куда я хаживал в молодости на четыре часа в неделю. Однако не то что пропорционального эффекта, пожалуй, и логарифмической пропорции не наблюдается..."

Возвращаясь же к высказыванию Билла Гейтса, стоит задать и такой контр-вопрос: "кому понадобится автомобиль, способный ездить со скоростью 1000 миль/час по узким городским улочкам?" Что же касается цифры в 25 долларов, то следует напомнить, что в последние 10 лет стоимость "ПК стандартной конфигурации" в каждый текущий момент стабильно составляет около 1500 долл. и никто ее снижать не собирается.

В начало статьи

Microsoft тут не при чем

Критика Microsoft за качество ее продуктов и методы их продвижения на рынок стала уже давно любимой темой для компьютерных специалистов. Именно они оценили едкость сатира в исполнении General Motors. Однако мне кажется, что здесь было бы полезно напомнить высказывание гоголевского городничего: "Чему смеетесь? Над собою смеетесь".

Действительно, следует признать, что в постоянном обновлении вычислительной техники объективно заинтересованы не только Microsoft или Intel, но и огромная армия ИТ-индустрии, начиная от производителей микросхем и заканчивая специалистами отделов автоматизации и изданиями компьютерной прессы. Я регулярно слышу в кулуарах весьма аргументированные доводы профессионалов о порочности экстенсивного развития компьютерных технологий и продуктов. Но эмоции быстро уходят на задний план после встречного вопроса: "готов ли ты завтра так же убедительно доказать клиенту своей компании, что обновление ПК ему ничего не даст, и выставить его за дверь?"

Совершенно понятно, что существуют определенные неписанные правила в любой сфере деятельности. В этом плане упрек отрасли к Microsoft по большому счету сводится к тому, что именно эта компания в последние годы просто лучше многих других понимает эти правила и предвидит тенденции их развития. С таким же успехом лесные хищники могли бы ставить в упрек, например волку, что он умеет лучше, чем они охотиться за добычей.

Успех деятельности Microsoft (напомним, что в середине 80-х годов она являлась весьма рядовой компанией с небольшим по американским меркам доходом в 50 млн. долл.) был в значительной предопределен бизнес-стратегией фирмы. Суть ее заключается в том, что занимаясь довольно узкопрофильной деятельностью, Microsoft сделала своими партнерами практически всех участников быстрорастущего рынка персональных ПК. "Делай бизнес вместе с Microsoft" — это не просто лозунг, а руководство к действию. Продвижением ее продуктов и технологий занимается огромная армия специалистов третьих фирм, причем совсем не из-за особых симпатий к Биллу Гейтсу, а из-за широких возможностей получения своих собственных доходов.

Более того, легко заметить, что Microsoft, несмотря на все свое могущество, отнюдь не вольна игнорировать интересы компьютерного сообщества. Мы часто упрекаем ее в неоправданном росте требований к вычислительным ресурсам техники. Но представьте себе, что произошло, если бы компания нынешним летом выпустила новую Windows 98 с той же функциональностью, что и Windows 95, но для работы которой вполне хватило бы 386-го процессора и 2 Мб оперативной памяти? Что по этому поводу сказали бы производители полупроводниковых приборов, сборщиков ПК, разработчики бухгалтерских программ, сотрудники ИТ-отделов корпораций и технические писатели? Боюсь, что Биллу Гейтсу пришлось бы строить в своей резиденции подземные бункеры, опасаясь отнюдь не бросания тортов.

Осенью прошлого года (как раз во время визита Билла Гейтса в Москву) в беседе с руководителем одной из крупнейших в нашей стране компаний — разработчиков прикладных программ — мы затронули тему "Microsoft как партнер". Мой собеседник искренне сетовал на то, что "Microsoft не выдерживает обещанные ею сроки выпуска новых продуктов (а от этого зависит выход прикладных программ, создаваемых его компанией), выпускает сырые продукты, а отдуваться за это перед клиентами опять же приходится ему и пр." Буквально неделю спустя я упомянул об этом разговоре в беседе с директором питерской фирмы, которая в свою очередь является региональным дистрибутором той московской компании. Его реакция была однозначна: "На что же он жалуется?! Ведь он сам пользуется точно такой же бизнес-стратегией, что и Билл Гейтс, и мы вынуждены отдуваться перед своими клиентами за его сырые продукты..."

В начало статьи

Все это сказано...

Все это здесь сказано совсем не для оправдания Microsoft — речь не о конкретной компании, а о компьютерной индустрии в целом. Прогресс технологий и рост их роли в жизни общества очевидны. Только нужно помнить, что автомобили создавались для перевозки людей, а не наоборот.

В начало статьи


"Если бы Microsoft делала автомобили" (мнение General Motors)

1. Каждый раз, когда будет освежаться дорожная разметка, вам придется покупать новую машину.

2. Время от времени ваша машина будет глохнуть без видимых причин и ее придется заводить заново. А порой, чтобы исправить неполадки, вам придется даже менять в ней двигатель. Странно, но вы будете воспринимать это как норму.

3. Все будут приходить в восторг от характеристик новых моделей машин Microsoft, забывая, что все то же самое давным-давно присутствует в автомобилях других производителей.

4. В машине можно будет ездить только поодиночке, если только Вы не приобрели модель Car96 или CarNT. Но в этом случае придется купить дополнительные сидения и новый двигатель.

5. Фирма Macintosh сделает машину, работающую от солнечной энергии, более надежную, простую в управлении и в пять раз более быструю. Но она сможет ездить только на 5% дорог.

6. Владельцам автомобилей Macintosh будет настойчиво предлагаться выполнить модернизацию на машину Microsoft. Но сделав это, они обнаружат, что их авто ездит гораздо медленнее.

7. Индикаторы "масло", "бензин", "подсос" будут заменены на лампочку "Общая неисправность".

8. Для новых сидений потребуется стандартный размер пассажиров.

9. Система аварийного спасения вместо моментального надува воздушных емкостей будет сначала заботливо спрашивать: "Вы уверены, что хотите этого?".

10. Если вы попадете в аварию, то даже не поймете, что же случилось на самом деле.

В начало статьи