Visual2000 · Статьи А.Колесова по "1С"

Цикл "1С:Предприятие" в PC Magazine/RE

Механизм бизнес-процессов “1С:Предприятия 8.0”

Андрей Колесов

© Андрей Колесов, 2006
Авторский вариант. Статья была опубликована в журнале PC Magazine/RE № 04/06 (с.138-141).


Управление бизнес-процессами...

Управление бизнес-процессами (Business Process Management, ВРМ) — термин, уже давно хорошо известный ИТ-специалистам, но в то же время имеющий до сих пор некий налет загадочности и недоступности для "простых" пользователей. Действительно, практически все ведущие поставщики платформенного и делового софта уже давно и регулярно заявляют о своих достижениях в области BPM, но при этом вкладывают порой в это понятие различные значения, делая акцент на специфику собственных предлагаемых технологий. На самом же деле общая идея BMP достаточно проста — использование процессной модели управления организацией, когда отдельные деловые операции связываются в цепочки. Такой подход реализуется на методологической базе концепции Workflow (управление потоками работ), но только в более широком ее понимании. Если в классической Workflow акцент делается на документах, то BMP увязывает воедино документы (информацию), людей и приложения (средства обработки информации).

Механизм бизнес-процессов (МБП) появился в составе "1C:Предприятия" в начале 2005 г., и можно утверждать, что это – очень перспективное и полезное новшество платформы. Его суть – автоматизация цепочек связанных операций, направленных на достижение общей цели, обычно в контексте организационной структуры, определяющей функциональные роли и связи. Автоматизация бизнес-процессов позволяет повысить качество организации работы и эффективность управления.

В целом использование МБП в прикладных решениях позволит предприятиям, в том числе и малым, перейти от традиционной функциональной модели управления к современной процессно- ориентированной схеме, качественно улучшив свою деятельность путем реинжиниринга и автоматизации бизнес-процессов.

В начало статьи

Основные сведения о механизме бизнес-процессов

Бизнес-процессы в "1С:Предприятии" нужны для того, чтобы объединять отдельные операции (выписка счета, прием наличной оплаты, отпуск товара со склада и т. д.) в цепочки взаимосвязанных действий, приводящих к достижению конкретной цели (например, продажа товара за наличный расчет). Участие сотрудников в жизненном цикле бизнес-процесса достигается ролевой маршрутизацией.

МБП обеспечивается сразу несколькими объектами конфигурирования: бизнес-процессы, задачи, регистр сведений и параметр сессии. Как правило, типы реквизитов адресации задачи и измерений регистра сведений назначаются ссылками на соответствующие справочники, поэтому к четырем вышеперечисленным видам добавляются еще справочники.

Основные объекты МБП — это бизнес-процессы и задачи. Они используют друг друга и еще три вспомогательных объекта — параметр сеанса, регистр сведений и справочники. Вспомогательные объекты не используют ни друг друга, ни основные объекты (рис. 1).

Рис. 1 Организация бизнес-процессов в "1С:Предприятии" Схема взаимодействия объектов механизма управления бизнес-процессами

Задача предназначена для учета заданий и описывает способ их распределения по исполнителям с учетом организационной структуры предприятия. Адресация заданий сотрудникам определяется реквизитами, в которых можно предусмотреть многомерную ролевую маршрутизацию, например по ролям, рабочим группам, подразделениям, помещениям, филиалам и т. д. При этом задачи могут создаваться не только бизнес-процессами, но и другими объектами информационной базы и непосредственно пользователями. Более того, в общем случае исполнителем задания может быть не только сотрудник, но и любая внешняя система, например другая учетная система.

Понятие задачи фактически определяет лишь интерфейс взаимодействия бизнес-процесса с заданием, выполнение которого может быть, в общем случае, не связано с выполнением операций в самой системе. Например, бизнес-процесс по ходу своего выполнения может потребовать согласования какого-то вопроса с руководителем фирмы. Сформулированная таким образом задача будет, к примеру, адресована секретарю, который станет решать ее любыми доступными ему способами: по электронной почте, по телефону и т. д. Задача будет считаться выполненной, когда в систему поступят сведения о получении нужного согласования.

Объект «Бизнес-процесс" описывает логику выполнения операций для достижения той или иной цели и управляет жизненным циклом созданных бизнес-процессов (их экземпляров) от момента старта до момента завершения. Логика бизнес-процесса (взаимосвязь и последовательность обхода точек маршрута, условные переходы и пр.) наглядно описывается в виде карты маршрута, которая позволяет визуально описывать маршрут бизнес-процесса в виде связного графа и позволяет легко описывать алгоритмы условных переходов и реакцию бизнес-процесса на различные события (рис. 2).

Рис. 2 Карта маршрута описывает логику бизнес-процесса в наглядном виде

Операции, выполняемые в ходе бизнес-процесса, представлены на карте маршрута точками действий, которые содержат информацию о том, кто и что должен сделать на данном этапе. Исполнитель может определяться персонально (Иванов) или с учетом ролевой маршрутизации ("Кладовщик", "Руководитель отдела продаж"). При переходе бизнес-процесса на точку действия он автоматически формирует задачи, устанавливая в них предусмотренные реквизиты адресации. После того как исполнитель отметит задачу как выполненную, бизнес-процесс автоматически переходит к следующей точке маршрута в соответствии с картой.

В точке действия возможно также назначение групповых и коллективных задач. В первом случае действие должны выполнить все члены группы, – например, когда всем менеджерам нужно предоставить ежемесячный отчет. Во втором – действие должен выполнить только один из членов группы (например, завизировать документ у одного из старших менеджеров). В точке действия можно описать проверку необходимых условий выполнения задачи, интерактивный диалог с пользователем при переходе далее по маршруту, и указать, например, какие документы следует открывать при активации задач, связанных с этой точкой маршрута бизнес-процесса.

МБП допускает несколько видов маршрутизации.

Как правило, в реальных картах бизнес-процессов встречаются все эти типы маршрутизации.

Ключевое понятие в механизме бизнес-процесса и задачах в «1С:Предприятии» -- система адресации, которая обеспечивает возможность не только персональной, но и ролевой адресации задач участникам бизнес-процессов.

Ролевая маршрутизация позволяет назначать задания не только конкретным исполнителям, но и ролям, группам, подразделениям и т. д., как это определено в прикладном решении. Она построена на взаимодействии объектов «задача» и «регистр сведений». Первый определяет состав реквизитов адресации (роли, подразделения и т. д.), а второй отражает актуальную, т. е. соответствующую текущему моменту информацию о принадлежности сотрудников ролям, подразделениям, рабочим группам и т. д.

Регистр сведений можно использовать для реализации механизмов замещения или учета отсутствия сотрудников. Например, если в нем указано, что роль главного бухгалтера исполняет Иванов и Иванов уходит в отпуск, а его обязанности передаются Петрову, то запись в регистре сведений меняется так, чтобы роль главного бухгалтера исполнял Петров. По возвращении Иванова из отпуска соответствующая информация восстанавливается.

Подводя итог сказанному, можно констатировать, что механизм бизнес-процессов состоит из следующих основных компонентов: