Главная страница Visual 2000 · Общий список статей
Какова котировка программистов в США?Андрей Колесов, Ольга Павлова
© 1997, Андрей Колесов, Ольга Павлова
Эту публикацию мы рассматриваем...
В конце 1996 г. издательство...
О представительности выборки
Зарплата растет из года в год
Влияние образования
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВРЕЗКА. Обучение программированию в учебных заведениях США
ПРИЛОЖЕНИЯ:
Эту публикацию мы рассматриваем...
(Это вступление полностью не попавало в опубликованный вариант статьи) Эту публикацию мы рассматриваем как развитие темы "Юношам, осмысливающим житье... в качестве программистов", начатой в PCWeek/RE N 5 (с. 56), а затем продолженной в N 14 (с. 68) и N 15 (60-61). В контексте обсуждения этой проблемы будет очень полезно посмотреть как живут программисты "за бугром". В этой связи хотелось бы высказать несколько общих соображений.
На рубеже начала 90-х годов отечественная компьютерная отрасль претерпела совершенно революционные изменения. И дело было не в чисто технических аспектах перехода от EC и СМ ЭВМ к персональным компьютерам, что на самом деле уже являлось колоссальным переворотом. Более значимым фактором стали социально-экономические преобразования в стране, в результате которых резко возросла значимость вычислительной техники в жизни всего общества.
Именно в тот момент стало очевидным, что сложившаяся к тому моменту структура "вычислительных сил страны" в общем-то не готова к жизни в новых условиях. Фактически в том момент началось формирование совершенно новой отечественной компьютерной индустрии и это самым решительным образом затронуло тех, кого мы сегодня называем "разработчиками ПО".
Одним из драматических моментов этого процесса стало то, что тогда в какой-то степени "прервалась связь времен" — поколение программистов 70/80-х почти полностью ушло со сцены "разработки". В качестве причин этого можно упомянуть несколько моментов. Сказалось резкое падение спроса на труд программистов, основные силы которых были задействованы в науке и ВПК. Безусловной проблемой стала резкая смена платформ и технологий программирования. Выяснилось, что часть "программистов" вообще довольно условно отвечали требованиям к этой специальности.
Но хотелось бы обратить внимание на другой момент. Именно программисты тех лет показали наибольшую способность адаптации к структурным преобразованиям в стране. Как это не парадоксально, но по моим личным наблюдениям, первыми побросали программирование именно самые подготовленные и квалифицированные специалисты, которые обнаружили, что могут быстро и эффективно реализовать себя в новом качестве. Посмотрите — именно программистов 80-х легко обнаружить в составе руководящего слоя российского бизнеса, причем не только компьютерного. Вспомним, что именно они в начале 90-х пополнили ряды самой массовой (и весьма престижной) профессии бухгалтера, в значительной степени обеспечив прорыв в этой сфере на принципиально новый уровень.
На мой взгляд, этот факт является хорошим доводом в пользу выбора профессии программиста. Дело в том, что она изначально предполагает не только достаточно хорошее общее образование, но готовность к постоянному самообразованию в условиях сумасшедших темпов обновления технологий и к адаптации при работе в самых разных предметных областях. А значит — и к решительной смене самой профессии в нужный момент.
Зачем нам это нужно знать
Мне кажется, что "программистский" компонент нашей отечественной компьютерной отрасли пока отстает по сравнению с "бизнес"— составляющей. Но роль его будет постоянно повышаться и в ассимптотике выйдет на положение, характерной для передовых в этой области стран. Поэтому для оценки перспектив профессии американский опыт очень интересен.
Другим моментом является то, что сегодня программисты возможно ближе всех других специальностей к созданию "единого мирового профессионального сообщества", не знающего государственных границ. Основу этого изначально составляли интернациональность средств и технологий разработки, на которые в минимальной степени влияли особенности разных государств.
Это особенно стало очевидным с развитием Internet, который именно программисты начали использовать "на все сто". И если три-пять лет назад это взаимодействие осуществлялось в основном в рамках информационного обмена, то в ближайшее время можно ожидать реальной реализации проектов командами разработчиков, распределенных по всему миру. А это означает, что сегодня успех любого программиста практически однозначно определяется тем, насколько он готов вписаться в эту мировую профессиональную структуру.
В конце 1996 г. издательство...
В конце 1996 г. издательство Fawcette Technical Publications (FTP) совместно с Wilson Research Group (оба из Калифорнии, США) провело первое исследование по заработной плате в обрасти Windows-программирования — "Windows Programming 1997 Salary Survey". В ходе него было опрошено 1,5 тыс. Windows разработчиков - подписчиков журналов Visual Basic Programmer's Journal (VBPJ) и Microsoft Interactive Developer (MIND), издаваемых FTP. Полные результаты исследования были размещены в начале 1997 г. на Web-странице CareerLink, посвященной проблемам поиска работы, по адресу: http://careerlink.windx.com, а сокращенный вариант опубликован в VBPJ 2'97.
В плане оценки значимости данного исследования следует сказать, что журнал VBPJ за шесть лет существования уже давно вышел за рамки популярности среди узкого круга Basic-программистов (журнал MIND появился только полтора года назад) и позиционируется сегодня как журнал для Windows-программистов. Это связано, по-первых, потому, что VB стал одним из ведущих и массовых средств разработки. По разным данным его используют, хотя бы в качестве одного из инструментов, 50-80% профессиональных разработчиков. Во-вторых, вследствие высокой интеграции и унификации, многие аспекты технологий программирования являются общими для всех систем. Имея тираж 100-120 тыс. экземпляров, VBPJ ориентируется именно на профессиональных разработчиков.
Практически все участники опроса используют VB в качестве своего инструмента. Но не единственного, и довольно часто — не основного. По данным другого анкетирования, проведенного еще в начале 1996 г., 50% читателей VBPJ работали с C/C++, 12% — с Delphi, 12% — с PowerBuilder. Более половины уже тогда занимались созданием клиент-серверных приложений, в том числе с использованием Access, SQL Server и Xbase.
Общий выводом исследования является то, что средний ежегодный заработок разработчика составил 64 тыс. дол. в 1996 г. против 59,5 тыс. долл. в 1995 г. Свыше 10% респондентов зарабатывали большее 100 тыс. долл. (Далее для краткости вместо "тыс. долл. в год" мы будем писать "K$".) Тенденция повышения зарплаты отчетливо прослеживается практически по всех категориям респондентов.
К сожалению, в опубликованных результатах приводятся данные о зарплате по отдельным группам программистов, но не указывается их процентная доля в общем числе опрошенных. Но одной категории эти данные приведены: мужчины составляют явное большинство среди разработчиков (94%) и их доходы выше, чем у женщин: 64,9 и 50,1 K$ соответственно.
По мнению экспретов, исследование показало, что выросли не только заработки, но количество рабочих мест, особенно в подразделениях информационных систем крупных компаний. Спрос на программистов остается довольно высоким. Об этом говорит то, что почти 60% опрошенных специалистов сменило за последние пять лет хотя бы одно место работы (одно — 33%, два — 12,5%, три — 9,5%, более трех — 3,5%). Растет также число независимых консультантов, которые используются крупными компаниями в качестве экспертов и разработчиков (обычно в "домашнем" варианте - in-house developer), а также для обучения персонала. При этом многие менеджеры компаний, которые привлекались в качестве экспекртов, отмечали сложности поиска хороших программистов - спрос отстает от предложения.
С увеличением стажа практической работы зарплата растет. Но линейная зависимость этого роста наблюдается только на отрезке от 1 до 4 лет (от 50,9 до 75 K$), далее доходы продолжают повышаться, но не так быстро (для всех специалистов со стажем более 6 лет — 83,6 K$). Соответственно заплата постоянно растет и с возрастом специалиста: 25-29 лет — 56,7 K$, 50-60 лет — 76,3 K$. Но после 60 лет (есть и такие разработчики) доходы резко падают — 45 K$ (практически только в это группе программистов произошло падение зарплаты с 58 K$ в 1995 г.). Заметно меньше получают также молодые сотрудники до 25 лет — 35,5 K$.
Однако следует отметить, что решающее значение имеет именно опыт работы на персональных компьютерах, более того — в среде Windows. Для карьеры Windows-программиста знаний в области мэйнфреймов явно недостаточно. По мнению одного из экспертов исследования, Джима Лисяка (Jim Lisiak), занимающегося планированием технологий в компании Chevron, "только 1 из 10 мэйнфрейм-программистов добивается успеха на ПК".
Совершенно очевидным плюсом является знанием нескольких языков программирования — это может принести дополнительные 7-20 K$ и дает больше шансов получить работу. При этом, по мнению некоторых экспертов, ценится не столько конкретные знания, сколько наличие у человека стремления к изучению новых технологий.
Разработчики, имеющие опыт в Web программировании, также имеют преимущество. Средний заработок разработчиков, кто не программировал для Web-узлов, составил 60,7 K$ (их 52% среди респондентов), а тех, кто программировал для 5-ти и более узлов, — 82,2 K$ (14%). По мнению авторов исследования, многие компании рассматривают опыт в Web разработка как плюс, а не как необходимое условие, но такой подход может измениться в ближайшем будущем.
В целом зарплата растет с уровнем образования и теоретической подготовки. Разработчики, обладающие докторской степенью (примерно соответствует нашему кандидату наук), в среднем получают 80 K$, магистры — 72,1 K$, бакалавры — 65,5 K$ и т.д. Однако, как это не парадоксально, средний заработок разработчиков, обладающих степенью в области компьютерных наук или информационных систем ниже, чем у тех, кто получил образование в сфере бизнеса, техники, гуманитарных и естественных науках (см. табл. 2).
Так что отсутствие углубленного изучения компьютерных наук в учебном заведении не является особой помехой, многие компании больше ценят опыт в программировании, чем формальное обучение. Тем более, что система образования только в последние годы стала переходить на изучение Windows-программирования (см. вставку). Только 9% респондентов получили знания в данной области в колледже или университете, тогда как 75,3% научились этому на работе.
Вопрос о том, является ли преимуществом наличие сертификации Microsoft, оказался довольно спорным. В исследовании ничего не говорится о влиянии сертификатов на уровень зарплаты, но сообщается, что из числа респондентов только 15,7% имели их, в том числе 6,5% — по VB. При этом отмечается, что хотя некоторые компании ищут сертифицированных специалистов, в большинстве случаев сертификация не является необходимым требованием при приеме на работу: "сертификация - это хорошо, но не обязательно".
Что касается места работы, то оказывается, что самая высокая зарплата в небольших фирмах (менее 100 сотрудников — 66-69 K$) и крупных компаниях (более 2500 сотрудников — 70 K$). На предприятиях численностью от 100 до 2500 человек жалование разработчика составляет 52-60 K$, а в государственных и образовательных структурах - около 50 K$.
В заключении следует отметить, что соотношение объема разработок для 16- и 32-разрядных систем характеризуется примерным паритетом. 82,2% респондентов занимались разработкой 32-разрядных Windows приложений, но значительное количество программистов (74,6%) по-прежнему создают программы для 16-разрядной среды Windows и неплохо зарабатывают на этом. По данным VBPJ весною 1996 г. это соотношение составляло 61 и 85 процентов.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВРЕЗКА. Обучение программированию в учебных заведениях США
(Этот раздел полностью не попал в опубликованный вариант статьи.) Исторически сложилось, что программа компьютерных наук в учебных заведениях была нацелена на изучение языков COBOL, Pascal и C/C++. Системы программирования для Windows пока еще на стали обычными для курсов обучения в них.
Ситуация стала меняться только в последнее время, чему способствовала агрессивное продвижение со значительными скидками своих средств разработки для Windows в колледжи и университеты со стороны Microsoft. (Такая программа действует и в России. Она предназначена не только для учебных заведений, но и академических институтов, финансируемых из бюджета.) По заявлению Сюзанны Петерсон (Susanne Peterson), менеджера Microsoft по маркетингу в системе образования, продажи Visual Basic на этом рынке выросли на 250% в 1996 г. по сравнению с предыдущим годом. Кроме того, по ее сведениям все больше средних школ и высших учебных заведений стало преподавать Visual Basic.
В качестве одного из примеров можно привести опыт государственного университета в штате Айдахо. Раньше в нем обучение программированию начиналось с языка Pascal, но при этом, по словам д-ра Кори Шоу (Corey Schou), декана факультета компьютерных информационных систем, среди студентов было "ужасно большое число неокончивших курс". Попытка перейти на C++ привела к тем же результатам. Сейчас процесс обучения начинается с VB и количество студентов, сумевших защитить курсовую работу, выросло на 60%. При этом декан отметил, что все выпускники факультета находят работу, причем от 90 до 95% их них используют VB в дальнейшей работе.