Главная страница Visual 2000 · Общий список статей
IDC о российском рынке обучения информационным технологиямАндрей Колесов
© 1998, Андрей Колесов
В феврале нынешнего года IDC по заказу корпорации Oracle провела исследование российского рынка обучения пользователей систем информационных технологий. К сожалению, полный отчет об исследовании не доступен для открытой публикации, поэтому приходится ориентироваться на данные материалов, специально подготовленных для прессы.
В ходе исследования IDC получила данные из тридцати крупных и преуспевающих организаций (в том числе иностранных), работающих на российском рынке, а также провела интервьюирование ряда ведущих учебных центров. Одним из главных количественных результатов опроса является вывод о том, что объем услуг обучения ИТ составил в 1997 г. 32 млн. долл., что равно одному проценту от общего российского рынка информационных технологий. Оценка рынка в 3,2 млрд. долл. сама по себе представляет интерес. Однако воспринимать ее адекватно довольно сложно, так как не раскрыто само понятие рынка и его стоимости. Например, включает ли он только объем продаж продуктов и услуг ИТ конечным пользователям или он также учитывает затраты последних на внутрифирменные разработки и усилия по сопровождению. (Можно предположить, что доля внутрифирменных затрат, в том числе и на обучение, в России существенно выше по сравнению с общемировыми показателями.)
Хотя эксперты IDC предсказывают существенное расширение рынка обучения в будущем, они констатируют, что сегодня он относительно невелик по сравнению с другими развитыми странами. (К сожалению, в имеющихся материалах не приводится никаких показателей зарубежного рынка обучения.) В 1997 г. в российских компаниях на одного служащего приходилось 4,6 учебных дней, что в 9 раз меньше по сравнению с иностранными фирмами, работающими в России.
Наиболее активно используют курсы по обучению ИТ-технологиям предприятия, работающие в наиболее конкурентноспособных (по мировым стандартам) областях — операторы сотовых телефонных сетей, представители рынка телекоммуникаций, инвестиционные банки и иностранные мультинациональные корпорации. Объем затрат на обучение в них превышает в 2-10 раз средний показатель, полученный в исследовании.
По мере отчетливого повышения понимания важности эффективного использования информационных технологий, заметен также рост внимания к проблеме обучения персонала. Однако даже в крупных компаниях эта работа зачастую не строится на плановой основе. Так, из тридцати исследованных компаний лишь восемь имеют собственные финансовые ресурсы внутри компьютерного отдела на изучение информационных технологий. В остальных случаях решение о выделении средств на конкретный проект решается каждый раз индивидуально руководством фирмы.
Подобное отношение к проблеме обучения во многом в нашей стране определяется непониманием природы процесса компьютеризации так такового. Сама идея вложения средств в развитие и освоение информационных технологий еще часто воспринимается как единовременное инвестирование без каких-либо последующих затрат. Значительный отпечаток на работу с персоналом продолжают накладывать традиционные подходы советских времен. В частности, тогда считалось, что проблемы своего профессионального роста или решения сложных технических вопросов должны решаться самим сотрудником (причем за свой счет!). Получение более квалифицированных специалистов предприятия решали не за счет обучения собственных служащих, а наймом новых работников со стороны.
Именно подобная практика объясняет устойчивое нежелание вкладывать средства предприятие в обучение, мотивируя это так: "Нет смысла платить деньги за обучение сотрудников, которые тут же уйдут из фирмы в поисках более высокой зарплаты." Любопытны и другие возражения, выявленные экспертами IDC: "мы не хотим тратить деньги, чтобы для получения красивых аттестатов", "на то он и специалист, чтобы знать свой предмет и повышать свою квалификацию самостоятельно" и пр.
Неготовность клиентов платить деньги за обучение определяет и то, что в России сектор подготовки ИТ-специалистов фактически находится в зачаточном состоянии (в отличие от США и Западной Европы, где он выделился в самостоятельную отрасль компьютерной индустрии). Эксперты IDC определяют число соответствующих учебных центров в нашей стране как "незначительное". Вместе с тем отмечается, что изучение современного ПО входит традиционно в подавляющую часть общеобразовательных курсов в высшей и средней школе России.
В то же время прошедший год был ознаменован ростом коммерческого обучения информационным технологиям. При этом подавляющее большинство опрошенных в ходе исследования компаний отметило высокое качество уровня преподавания. По пятибальной шкале были получены такие оценки: 5 — 34%, 4 — 44%, 3 — 14%, 2 — 3%, 1 — 0%.
По данным IDC многие российские системные интеграторы заметно увеличили инвестиции в сферу подготовки ИТ-специалистов компаний-пользователей. Однако курсы, ориентированные на конечных пользователей, пока еще только набирают популярность. Вместе с тем, многих специфических курсов, в том числе концептуального характера, в России зачастую просто нет. В результате многие преуспевающие российские фирмы вынуждены тратить большие средства, посылая свой персонал на стажировку или обучение за границу.
В целом приведенные результаты исследования IDC вряд ли содержат принципиально новую информацию (для тех, кто интересуется этими вопросами) о состоянии отечественного рынка обучения. Конечно же, для более содержательной оценки ситуации крайне желательны данные о динамике ее развития, а также более детальное сравнение российского и зарубежного рынков обучения. Тем не менее, весьма показательным является сам факт такого исследования, который отражает повышение веса сектора обучения в общем российском компьютерном бизнесе и росте интереса к нему со стороны крупных компьютерных компаний.