Главная страница Visual 2000 · Общий список статей

Dator top100'98. Быть или казаться?

Андрей Колесов

© Андрей Колесов, 1998
Авторский вариант. Статья была опубликована c незначительной литературной правкой в еженедельнике PC Week/RE (N 12/1998, с.51)


Окончен бал, погасли свечи...

Окончен бал, погасли свечи... Объявлены итоги ежегодного рейтинга "Dator top100'98", выручены призы лауреатам (сокращенный вариант итогов опубликован в PC Week/RE, N 8, с. 1,14). Наверное, теперь можно поразмышлять о результатах этого знаменательного события в компьютерной жизни России. Тем более у него юбилей — пять лет, солидный стаж.

В начало статьи

Часть 1. Зачем нужен рейтинг top100?

Можно ли на основе результатов top100 провести какой-то анализ оценки состояния нашего компьютерного бизнеса и динамики его развития? Такая постановка задачи упирается в другой ключевой вопрос — что определяет этот рейтинг? В чем его цель и в какой степени соответствуют данной цели используемые методы? Зачем нужен сам рейтинг?

Подобные вопросы задавались довольно часто во времена проведения первых рейтингов. Однако довольно быстро скептическое отношение к данному конкурсу сменилось энтузиазмом его участников. И это понятно — все очень быстро поняли его широкие возможности для раскрутки своей торговой марки. Ни у кого не вызывает сомнения, что за формулировкой цели конкурса как "выявление наиболее профессионально работающих компаний и персон" скрывается рейтинг известности торговых марок.

Анализ популярности торговых марок — дело полезное. Но следует отметить, что в целом этот рейтинг не совсем адекватен оценке профессионализма. В условиях "бурлящего рынка" (именно такое определение используется на Западе в отношении российского компьютерного бизнеса) он скорее характеризует маркетинговую активность и PR-имидж компании. Безусловная польза от проведения "Дейтором" данного опроса, а также конференций и семинаров, заключается хотя бы в том, что эти мероприятия способствовали формированию российского компьютерного сообщества. Однако вся проблема состоит в том, что на решении этой задачи сегодня, похоже, и завершаются подобные исследования, что является весьма симптоматичным.

Экспертные исследования на основе внутренней самооценки некоторого сообщества используются в мире достаточно широко. Однако по своему значению они явно уступают исследованиям рынка с изучением его количественных показателей, анализом тенденций развития, прогнозом и пр. Не говоря уже о том, что бизнесменов должно гораздо больше интересовать мнение не коллег-конкурентов, а клиентов-потребителей (что мы можем наблюдать на примере зарубежного бизнеса). Много ли у нас проводится подобных исследований на компьютерном рынке? Ответ очевиден — они практически отсутствуют и это отражает реальный спрос на маркетинговые исследования на рынке.

В значительной степени данная ситуация объясняется узостью круга участников рынка, что делает их деятельность "прозрачной" для конкурентов. Не говоря уже о том, что подобные данные не очень-то и нужны им. Сегодня только самые крупные компьютерные фирмы работают на основе годового планирования и лишь единицы — двухлетнего. А большинство использует краткосрочное планирование, для которого достаточно оперативного контроля ситуации и оценки тенденций на основе собственных мироощущений.

Обсуждение (в прессе, на конференциях) темы "компьютерный бизнес глазами заказчиков" фактически обозначилось лишь в прошлом году. Круглый стол по этому вопросу будет впервые (!) проведен на 5-й конференции "Компьютерный бизнес России 98" (состоится в апреле). Актуальность же изучения мнения клиентов бросилась в глаза уже при первых дискуссиях с заказчиками — оказалось (совершенно естественно), что их оценки далеко не всегда совпадают с мнением представителей компьютерного бизнеса

На предстоящей конференции будет еще один новый круглый стол — "Проблемы рейтингования компьютерных фирм". Тема "проблемы маркетинговых и статистических исследований", похоже, пока представителей бизнеса не очень интересует, поэтому они решили компенсировать ее своим вопросом в адрес прессы — будет ли она способствовать гонке "дутых цифр". А что есть спрос на реальные цифры? Ведь только спрос рождает предложение.

Отношение же к ценности проводимых опросов показательно тем, что никто всерьез даже не интересуется методикой их проведения и составом экспертов. Например, из года в год в сообщениях о top100'xx дружно указывается число опрошенных компаний, но при этом забывается сказать, что оно отнюдь не эквивалентно числу полученных ответов. Год назад из 1000 фирм заполненные анкеты вернуло менее трехсот. Сейчас на просьбу сообщить число полученных ответов по top100'98 было дипломатично сказано "их доля не превысила 30% от разосланных". Совершенно очевидно (это видно из опубликованных результатов), что процент ответов по отдельным номинациям еще ниже (отвечать не на все позиции анкеты).

При такой невысокой активности опрашиваемых (что опять же характеризует их отношение к подобным опросам) сразу возникают сомнения в представительности выборки. Кто преобладает в числе респондентов: ведущие компании или дилеры одного из них? Похоже, этот вопрос никого не интересует.

В начало статьи

Часть 2. Итоги top100'98

В начало статьи

Резюме

"Страна должна знать своих героев." Рейтинги, награждение победителей в торжественной обстановке, общение между собой представителей элиты компьютерного бизнеса — это очень нужно. Однако российская ИТ-отрасль уже достаточно возмужала, чтобы перейти к более содержательному, критическому анализу своей деятельности. А если и задаваться вопросом "как я выгляжу", то с дополнением — "со стороны".

В начало статьи