Главная страница Visual 2000 · Общий список статей
"Микроинформ" и "Сетевая Академия/Ланит" — союз нерушимый?Андрей Колесов
© 1998, Андрей Колесов
На состоявшейся 10 апреля пресс-конференции...
Проблема оптимизации затрат
Почему "Микроинформ" и "Сетевая Академия"
Союз или картель *Сноска
СНОСКИ:
На состоявшейся 10 апреля пресс-конференции...
На состоявшейся 10 апреля пресс-конференции было объявлено о весьма знаменательном событии на рынке обучения информационным технологиям — создании Союза двух крупнейших учебных центров (УЦ) — "Микроинформ и "Сетевой Академии ЛАНИТ". Факт создания такого союза вызывает особый интерес поскольку он в значительной степени подчеркивает переломный момент в развитии рынка обучения и подводит черту под дискуссией на тему "Учебные центры: самостоятельный бизнес или поддержка продаж". Хотя сегодня ответ так же, как и год назад звучит "и то, и другое", но доля первого варианта достигла некоторой критической массы, когда можно говорить о формировании отдельного динамично развивающегося сегмента бизнеса на российском компьютерном рынке. По данным IDC (см. PC Week/RE, N 13/98, с.12) его доля сегодня составляет 1% от общего ИТ-рынка страны и будет расти в будущем.
В то же время объединение усилий конкурирующих фирм показывает, что рынок ИТ-обучения еще весьма далек от насыщения. В этой ситуации более плодотворной идеей является развитие бизнеса отдельного УЦ не за счет "отъедания" какой-то доли у конкурента, а за счет стимулирования общими усилиями развития спроса на рынке ИТ-обучения в целом.
Вместе с тем, в развитии бизнеса ИТ-обучения имеется довольно много вопросов, решать которые отдельному центру в одиночку весьма сложно. Одной из главных проблем является необходимость оптимального распределения потока слушателей по имеющимся ресурсам центров. Например, в общем спектре предлагаемых курсов всегда имеются наиболее популярные, пользующиеся массовым спросом, и весьма экзотеские, спрос на которые невелик, но их поддержка необходима для обеспечения комплексной подготовки специалистов заказчика. Решение такой задачи сводится, с одной стороны, к привлечению дополнительных ресурсов (учебных помещений, инструкторов) в момент пиковых нагрузок для первой категории курсов, а с другой — к повышению заполняемости классов для второй категории.
В этом плане работу УЦ, работающего именно на принципах самостоятельного бизнеса , можно сравнить с высокотехнологичным промышленным предприятием, которое имеет вполне определенный ресурс производственных мощностей, но при этом вынуждено поддерживать широкую номенклатуры товаров — как ходовых, так и не очень — и работать в условиях весьма неравномерного потока заказов. (Если же УЦ является вспомогательными подразделением компании, эти вопросы решаются за счет перераспределения ресурсов внутри фирмы.) И еще один важный момент — оно должно довольно четко прогнозировать изменения спроса для правильного инвестирования в развитие своей инфраструктуры: создания учебных классов, подготовки инструкторов и пр.
В силу такой специфики ИТ-обучения взаимодействие конкурентов между собой выглядит вполне естественно. Более того, хотя учебные центры особенно не афишируют свои контакты, практика такого сотрудничества существует на этом рынке давно. В частности, на пресс-конференции было сказано, что уже давно "Микроинформ" и "Сетевая Академия" практиковали обмен инструкторами, переадресацию слушателей, аренду помещений, а также проведение единой ценовой политики. Однако впервые мы видим официальное оформление такого взаимодействия в виде некоторого союза.
Почему "Микроинформ" и "Сетевая Академия"
Оба учебных центра продолжают оставаться самостоятельными юридическими лицами, со своими товарными марками. Их союз означает намерение перейти от решения текущих проблем при формировании групп слушателей к координации усилий по развитию свой деятельности (выбор новых поставщиков, программных средств, подготовка новых курсов и инструкторов, согласованное составление расписаний курсов), а также к совместному финансированию общих проектов (реклама и участие в выставках, разработка новых курсов обучения, развитие Web-технологий, оснащение учебных классов и пр.).
Как было подчеркнуто на пресс-конференции, обе компании выработали некоторый механизм проведения взаиморасчетов и совместного финансирования проектов, который является их некоторым "ноу-хау". Тем не менее понятно, что такая схема может реально работать не только при примерно одинаковом уровне развития инфраструктуры участников союза, но и при выработке единого стандарта на обучение. В этой связи одним из центральных тезисов участников проекта был акцент на "зеральную похожесть" двух обучающих центров, которая выражается, в частности, в совпадении таких показателей, как количество учебных классов (9+9), число инструкторов (25+25) и даже баллы по рейтингу Dator top100'98 (0,68 и 0,67). Опираясь на этот принцип, генеральный директор "Ланит" сказал в своем выступлении, что задача расширения Союза за счет новых участников не стоит по той простой причине, что на рынке не видно достойных кандидатов, удовлетворяющих перечисленным выше требованиям.
В то же время следует отметить, что несмотря на схожесть технологических показателей двух компаний до настоящего времени они демонстрировали совершенно различный фирменный стиль работы. Достаточно сказать, что "Миркоинформ" занимается бизнесом ИТ-обучения уже почти 10 лет, а "Сетевая Академия" — лишь три года. При этом, если первая компания демонстрирует определенный консерватизм в методах ведения бизнеса, делая ставку на опережающее внедрении новых курсов, то вторая фокусируется на более массовых, отработанных направлениях обучения, проявляя огромную активность в расширении форм и методов работы.
Демонстрируя разный фирменный стиль, два учебных центра могут довольно успешно дополнять друг друга. Комментируя известие о создании Союза, генеральный директор кадрового агенства Executive Systems Любовь Куликова, хорошо знакомая с работой российских УЦ, отметила: "Если Союз сможет соединить широту взглядов "Сетевой Академии" и глубину "Микроинформа", то их конкурентам будет очень тяжело догнать их." В то же время очевидно, что в данный момент "Сетевая Академия" демонстрирует более высокие темпы развития бизнеса. В этой связи представитель одного из московских учебных центров сделал следующее предположение: "Микроинформу" было сделано такое предложение, от которого он не смог отказаться".
Несмотря на вроде бы очевидные преимущества сотрудничества учебных центров по решению общих задач, ряд экспертов в области ИТ-обучения считает, что реализовать на практике эту идею не так-то просто (ссылаясь при этом на собственный опыт создания подобных бизнес-схем). Например, по мнению директора УКЦ "ФОРС" Андрея Васильева объединение "Микроинформ" и "Сетевой Академии" является чисто формальным и преследует в основном рекламные цели и дело вряд ли дойдет до выполнения совместных проектов. "Сначала поток клиентов чуть качнется в сторону Союза, потом вернется в прежнее состояние," — считает он.
В этой ситуации следует обратить внимание, что создание Союза, помимо решения некоторых внутренних проблем развития, совершенно очевидно направлено и на решение внешних задач. При этом речь идет не только о прямом противоборстве с третьими компаниями, но и об увеличении возможностей по управлению развитием рынка в нужном направлении. В этой связи хотелось бы отдельно остановиться на одной из обозначенных целей Союза — "выработке единой ценовой политики".
По оценкам представителей "Микроинформ" и "Сетевой Академии" на долю этих компаний приходится около 50% авторизованного обучения в стране (подавляющая доля слушателей в обеих компаниях приходится на курсы Microsoft и Novell). С этими данными в целом согласны и независимые эксперты, хотя менеджер по обучению Microsoft АО Екатерина Садовская считает, что эта цифра подходит для Москвы, где, впрочем, сосредоточены основной объем ИТ-обучения страны.
В то же время имеются очень веские причины предполагать, что лидеры отечественного ИТ-обучения сегодня видят генеральную линию развития своего бизнеса не столько в увеличении числа слушателей, сколько в повышении его рентабельности за счет повышения стоимости обучения. Это видно хотя бы из того факта, что по представленным на пресс-конференции данным уровень заполнения учебных классов уже сегодня достигает 80%, а значит резкое увеличение количество слушателей представляется весьма проблематичным. В то же время увеличение числа классов (а для этого нужна аренда новых помещений) требует существенных капитальных затрат.
В этом плане весьма показательным выглядит эмоциональное выступление на пресс-конференции генерального директора "Микроинформ" Бориса Фридмана о том, что увеличение прибыльности обучения обеспечит возможность повышения его качества и развития. Конечно, можно с пониманием отнестись к тезису о том, что "стоимость нашего обучения в 2-4 раза ниже, чем на Западе, хотя издержки (оборудование, помещения) у нас такие же". Однако, следует отметить, что рыночная цена обучения (сколько готов платить слушатель) в основном связана с уровнем зарплаты обучаемых специалистов.
Так или иначе, но очевидно, что с созданием Союза у его участников появляются дополнительные возможности по управлению ценами на рынке ИТ-обучения. (За последние полтора года средние цены выросли примерно на 25-30% и составляют 100-150 долл. в день, что примерно соответствует уровню цен в Восточной Европе, хотя и ниже, чем в Западной.) Это вроде бы выглядит привлекательно и для других УЦ, но на самом деле многие из них не смогут поднять цены, так как ориентируются на другие категории клиентов (это особенно чувствуется в провинции), и им придется работать в условиях более низкой рентабельности со всеми вытекающими последствиями.
Если же ситуация будет развиваться в сторону повышения цен, то вполне возможно, что официально провозглашенная цель Союза — увеличение числа слушателей — останется лишь декларацией. Не говоря уже о том, что снижение уровня конкуренции никогда не способствовало развитию рынка.
Разумеется, все сказанно выше является лишь некоторыми общими соображениями. О реальном воздействии Союза "М+Л" на развитие ситуации на рынке ИТ-обучения можно будет судить не раньше, чем через полгода.
Телефоны "Микроинформ" — (095) 956-0006, "Сетевая Академия" — (095) 967-6670
[*] "Картель — форма монополистического соглашения между компаниями одной отрасли с целью повышения прибыли посредством регулирования объемов производства, проведения единой ценовой политики и распределения рынков сбыта" (Большой Энциклопедический Словарь).