Главная страница Visual 2000 · Общий список статей

Экономический кризис в России. Что делать? Кто виноват?

Андрей Колесов

© Андрей Колесов, 1998
Авторский вариант. Статья была опубликована c незначительной литературной правкой в еженедельнике PC Week/RE (N 34/1998, с.3). Статья была написана на следующий день просле объявления дефолта.

В условиях нарастающего финансового кризиса в России тема проблем компьютерной отрасли, вроде бы, уходит далеко за задний план. Поэтому в данной ситуации говорить о резком спаде на отечественном рынке информационных технологий во втором квартале нынешнего года уже поздно. (В настоящее время пока имеются только официальные данные IDC/Russia и компании "Вист", которые касаются продаж ПК в России.) Наверное, более актуальной темой является обсуждение перспектив выхода из этой кризисной ситуации. Удастся ли компенсировать период традиционного летнего затишья столь же обычным осенним подъемом? И вообще — будет ли этот подъем сколь-нибудь значителен? Ответы на подобные вопросы, несмотря на заметное оживление на рынке в начале августа, представляются неочевидными в условиях финансовых катаклизмов последних дней. Однако сейчас хотелось бы обратить внимание на некоторые другие проблемы.

В целом причины кризиса компьютерной индустрии, казалось бы, очевидны — общеэкономическая ситуация в стране. Однако в такой формулировке автоматически теряются и чисто внутренние проблемы отечественной компьютерной индустрии. Постановка же вопроса такова — если кризиса нельзя было избежать, то можно ли было его предвидеть и подготовиться заранее?

Ведь проблемы того же "Виста" (я упоминаю эту компания только потому, что она едиснтвенная официально объявила о состоянии своих дел) заключаются не только в падении объемов продаж в I полугодии, а также и в том, что деятельность фирмы, в частности закупки комплектующих, на данный период планировалась, исходя из перспектив повышения этих объемов. По некоторым данным переполнение складов во II кваратале являлось характерной ситуацией для многих дистрибуторов и производителей ПК. А ведь поддержание складских запасов — это не только замороженные оборотные деньги, которых в компьютерном бизнесе и так немного. Далее следуют прямые потери из-за постоянного снижения цен на продукты с темпами, которых нет ни в одной другой сфере торговли (до 10-15% в квартал на комплектующие).

Так можно ли было предвидеть кризис или он стал неожиданным стихийным бедствием? Существует ли вообще в компьютерной индустрии какая-то технология анализа ситуации и прогноза ее развития? К сожалению, пока на вопрой вопрос имеется скорее отрицательный ответ.

Маркетинговыми исследованиями на отечественном компьютерном рынке, вроде бы, занимается по крайней мере с десяток специализированных фирм. При этом довольно часто приходится слышать от представителей компьютерных компаний о наличии у них собственных сильных служб маркетинга для решения задач планирования. Однако давайте уточним некоторые понятия.

Сбор статистических данных можно назвать исследованием только в том случае, если за этим стоит научное обоснование представительности получаемой информации. А обзвон фирм и получение данных, которые порой невозможно адекватно интерпретировать, зачастую является простой тратой времени. Целью же маркетинговых исследований является прогноз развития ситуации или разработка методик прогнозирования.

Статьи в прессе, сожержащие хотя бы попытки заглянуть в будущее, попадаются нечасто, но среди их авторов практически невозможно найти профессионалов, адресующих читателей к проводимым ими исследованиям. К сожалению, ссылки на коммерческий характер подобных данных представляются не очень убедительными. По крайней мере, в большинстве отчетов, с которыми мне удалось познакомиться за последнее время, прогнозная задача даже не была заявлена в качестве цели исследования.

Впрочем, о каких прогнозах может идти речь, если одно из наших маркетинговых агентств считает, что ему не следует публиковать свои представления о реальных объемах продаж ПК в России, обосновывая это тем, что "мы не хотим портить маркетинг фирмам-сборщикам".

Все это говорится совсем не в плане критики российских маркетинговых служб. Они сегодня делают ровно то, что от них требуется на рынке — каков спрос, таково и предложение. Отсутствие исследований демонстрирует их ненужность отечественному компьютерному бизнесу. И здесь есть, о чем подумать — стоит ли экономить на исследованиях, чтобы потом нести потери от экономических катаклизмов?

Такое положение вещей было очень хорошо заметно на прошедшей в апреле нынешнего года конференции "Компьютерный бизнес России 98". Падение объемов продаж в то время уже четко обозначилось, кризис правительств и нарастающие проблемы финансового рынка были налицо. И при этом вопросы перспектив развития бизнеса, возможных вариантов решения будущих проблем и других стратегических вопросов там так и не были обозначены даже в постановочном варианте.

И еще один момент. Говоря о стратегии своего будущего развития, руководители "Вист" сообщили о начале борьбы за укрепление "здорового" протекционизма российских производителей. Вопрос о целесообразности такой постановки с точки зрения экономики страны является достаточно дискуссионным (вспомним, к чему приводил протекционизм в отношении отечественного автомобилестроения). Но тем не менее — что же мешало тому же "Висту" взять на вооружение этот лозунг, по крайней мере, год назад? И под силу ли одной компании, относящейся к отрасли, которая пока явно не входит в число приоритетных для экономики страны, добиться каких-либо подвижек в решении подобных задач?

И здесь мы опять возвращаемся к тому, что многие проблемы дальнейшего развития отечественной ИТ-индустрии требуют некоторых совместных действий со стороны всего компьютерного бизнес-сообщества. Готово ли оно реально что-либо сделать в этом направлении? Если осознание не на словах, а на деле того, что компьютерных бизнес является частью экономики страны? Что маркетинговые исследования не закачиваются получением информации со склада конкурента? Компания "Дейтор" объявила о проведении нынешней осенью очередной конференции "Тенденции российского компьютерного бизнеса". Может быть, мы там получим ответы на эти и многие другие подобные вопросы.

В начало статьи