Главная страница Visual 2000 · Общий список статей
Какие ИТ-специалисты нужны сегодня?Андрей Колесов
© 1999, Андрей Колесов
Именно этой теме был посвящен семинар, проведенный в начале апреля учебным центром "Микроинформ" с участием ряда кадровых агентств, занимающихся подбором ИТ-специалистов. С основным докладом выступил директор УЦ "Микроинформ" Олег Литвин, который сделал главный акцент на тезисе о том, наличие сертификата от ведущих поставщиков базовых информационных технологий является обязательной нормой для современного ИТ-специалиста. А самый простой и дешевый способ для его получения (время — деньги) — прохождение курсов авторизованного обучения.
Эти постулаты являются довольно очевидными, хотя и требуют некоторого уточнения, но сначала остановимся на вопросе о динамике изменения конкретных требований к ИТ-специалистам. Об этом, в частности, можно судить по весьма представительным данным "Микроинформ", учитывая стаж работы компании на рынке ИТ-обучения (см. таблицу).
Характерно, что несмотря на кризис, число слушателей УЦ практически не снизилось, что отражает общую ситуацию в сегменте данном сегменте рынка. (Напомним, что по оценкам IDC объем российского рынка в 1998 году в среднем упал в два раза, с 3,5 млрд. долл. в 1997 году до 1,7 млрд. долл. в 1998 году). С одной стороны, это говорит о росте требований к квалификации специалистов, а с другой, — о повышении рейтинга статьи расходов на обучение в организациях. Тем не менее, в российских компаниях еще не стал нормой общепринятый в мировой практике порядок, когда вопрос о постоянном повышении квалификации специалиста с регулярным обучением на курсах является не его частным делом, а обязанностью при максимальной поддержке со стороны работодателя.
По мнению Олега Литвина сегодня наличие базовых знаний сетевых технологий становится непременным условием не только для технических специалистов, но и для менеджеров по продажам, в том числе периферийного оборудования.
Очевидным является снижение интереса к изучению технологий Novell, на смену которым идет Windows NT. Однако в данном случае число слушателей курсов скорее отражает не сегодняшнюю, а будущую ситуацию на рынке труда. И сейчас знание Netware является де-факто стандартом для ИТ-специалиста, а по числу вакансий на рынке труда технологии Novell продолжают оставаться лидерами. Рост же слушателей по NT отражает переход к гетерогенным системам и подготовку предприятий к внедрению сетевых технологий Microsoft в будущем. Короче говоря, если два года назад формула требований к ИТ-специалисту выглядела как просто CNE (Certified Novell Engineer), то сегодня — CNE+MCP (Microsoft Certified Professional).
Однако все эти сведения показывают в большей степени многолетние тенденции, но не говорят о том, что же конкретно происходит на рынке ИТ-труда в нынешний кризисный период. В этом плане были очень интересны выступления представителей ряда кадровых агенств. (Нужно учитывать, что они работают в основном в сегменте крупных клиентов, в том числе представительств международных компаний.)
Ситуация тут очевидная — рынок сократился, образовался излишек специалистов, во многом счет сотрудников отделов автоматизации банковского сектора. Требования к квалификации увеличились, а ценовой уровень зарплаты — снизился. Это требует значительной психологической перестройки людей, которые привыкли за последние два-три года к благополучному существованию. С одной стороны, такая ситуация затрудняет трудоустройство выпускников вузов, а с другой — дает им шанс получить работу. "Идет не очень симпатичный процесс замены кадров," — сказала в кулуарах руководитель одной кадровой фирмы. — "Компании ищут на уже занятые места людей, которые готовы работать больше, но за меньшие деньги."
Повышается спрос на "комплексных" специалистов — Hard & Soft. Шансы для трудоустройства обладателей сертификатов CNE и MCP резко возрастают при наличии аналогичной квалификации по Cisco или 3Com. В условиях сокращения внутреннего рынка почти все кадровые агентства сейчас активно расширяют направление подбора рекрутеров для работы за рубежом. Интерес к такому варианту трудоустройства со стороны российских специалистов выглядит вполне естественно, но тут нужно сделать некоторые замечания.
По мнению моих знакомых, работающих в США, там не наблюдается существенного увеличения притока специалистов из России. Во многом это объясняется ужесточением американской иммиграционной политики: одновременно с увеличением в прошлом году числа рабочих мест для иностранцев были введены жесткие ограничения по возможности продления виз.
Анализ спроса на ИТ-специалистов для работы в иностранных компаниях (в России и за границей) интересен хотя бы потому, что он является хорошим ориентиром для прогноза изменения требований на нашем внутреннем рынке.
В первую очередь, конечно, знание английского языка. Начальные требования без особых изысков — понимать собеседников и быть понятым ими. Но в течение обязательного испытательно срока необходимо продемонстрировать реальный прогресс в этом вопросе. К сожалению, сегодня даже молодые ИТ-специалисты считают, что технологические знания могут компенсировать неумение общаться с коллегами.
Далее выясняется, что даже наличие пробелов в технологических знаниях может не помешать в трудоустройстве (хотя наличие сертификатов и опыта крайне желательно), но зато очень важными являются такие понятия как любовь к своей работе, умение работать в команде, готовность к обучению. Кандидат на работу должен быть готов к тому, что он будет заниматься квалифицированной, но не очень творческой работет в условиях весьма жестких корпоративных правил, регламентов и стандартов. Компьютерная отрасль сегодня на 90% — не наука и исследования, а ремесло, технология.
У нас сегодня термин "ИТ-специалист" практически однозначно ассоциируется в профессиями "ИТ-менеджер" и "системный администратор/инженер". Однако таких специалистов на западе практически не ждут. Нужны, в первую очередь, разработчики. Высок спрос на знание средств программирования и в российских представительствах инофирм (хотя практически все разработки ведутся в головных офисах). Кстати, Олег Литвин также отметил устойчивое повышение в "Микроинформ" числа курсов по средствам разработки.
Дискуссия о требованиях к ИТ-специалистам неминуемо затрагивает и вопрос о том, каков сегодня уровень подготовки выпускников вузов. Представители кадровых агентств, подтвердив высокий рейтинг ряда институтов (в первую очередь МГУ и МИФИ), с тревогой отметили нарастающее несоответствие между подготовкой студентов и реальными требованиями на рынке. Тут можно обратить внимание на два момента.
Во-первых, высшая школа явно не спешит с переходом на двухуровневую систему обучения (бакалавр-магистр) и по-прежнему ориентирована на выпуск инженеров-исследователей (ближе к степени магистра) в то время, как ИТ-индустрия нуждается больше всего в инженерах-технологах (бакалавры). Во-вторых, наблюдается явное запаздывание с обновлением курсов с учетом появления новых компьютерных технологий (это особенно касается преподавания информационных технологий для непрофильных специальностей). Одна из причин этого — крайне слабый приток новых преподавательских кадров. Как отметил один из участников семинара: "Что же вы хотите, в моем вузе читают лекции в основном те же преподаватели, что и во время моей учебы двадцать лет назад".
Таблица. Статистика подготовки специалистов в учебном центре “Микроинформ”
Год |
Число слушателей курсов |
||||||
MS DOS & Internet |
Novell |
MS Windows NT |
MS Windows |
3Com |
Compaq |
Всего за год |
|
1991 |
250 |
50 |
300 |
||||
1992 |
200 |
200 |
400 |
||||
1993 |
300 |
450 |
50 |
800 |
|||
1994 |
150 |
650 |
50 |
100 |
950 |
||
1995 |
50 |
900 |
200 |
350 |
80 |
1580 |
|
1996 |
0 |
1050 |
450 |
500 |
120 |
280 |
2400 |
1997 |
140 |
720 |
830 |
960 |
85 |
330 |
3065 |
1998 |
80 |
340 |
1450 |
720 |
80 |
350 |
3020 |
Всего за 8 лет |
1170 |
4360 |
2980 |
2680 |
365 |
960 |
12665 |