Главная страница Visual 2000 · Общий список статей

Какие ИТ-специалисты нужны сегодня?

Андрей Колесов

© 1999, Андрей Колесов
Авторский вариант. Статья была опубликована c незначительной литературной правкой в PC Week/RE № 18/99, с.21.

Именно этой теме был посвящен семинар, проведенный в начале апреля учебным центром "Микроинформ" с участием ряда кадровых агентств, занимающихся подбором ИТ-специалистов. С основным докладом выступил директор УЦ "Микроинформ" Олег Литвин, который сделал главный акцент на тезисе о том, наличие сертификата от ведущих поставщиков базовых информационных технологий является обязательной нормой для современного ИТ-специалиста. А самый простой и дешевый способ для его получения (время — деньги) — прохождение курсов авторизованного обучения.

Эти постулаты являются довольно очевидными, хотя и требуют некоторого уточнения, но сначала остановимся на вопросе о динамике изменения конкретных требований к ИТ-специалистам. Об этом, в частности, можно судить по весьма представительным данным "Микроинформ", учитывая стаж работы компании на рынке ИТ-обучения (см. таблицу).

Характерно, что несмотря на кризис, число слушателей УЦ практически не снизилось, что отражает общую ситуацию в сегменте данном сегменте рынка. (Напомним, что по оценкам IDC объем российского рынка в 1998 году в среднем упал в два раза, с 3,5 млрд. долл. в 1997 году до 1,7 млрд. долл. в 1998 году). С одной стороны, это говорит о росте требований к квалификации специалистов, а с другой, — о повышении рейтинга статьи расходов на обучение в организациях. Тем не менее, в российских компаниях еще не стал нормой общепринятый в мировой практике порядок, когда вопрос о постоянном повышении квалификации специалиста с регулярным обучением на курсах является не его частным делом, а обязанностью при максимальной поддержке со стороны работодателя.

По мнению Олега Литвина сегодня наличие базовых знаний сетевых технологий становится непременным условием не только для технических специалистов, но и для менеджеров по продажам, в том числе периферийного оборудования.

Очевидным является снижение интереса к изучению технологий Novell, на смену которым идет Windows NT. Однако в данном случае число слушателей курсов скорее отражает не сегодняшнюю, а будущую ситуацию на рынке труда. И сейчас знание Netware является де-факто стандартом для ИТ-специалиста, а по числу вакансий на рынке труда технологии Novell продолжают оставаться лидерами. Рост же слушателей по NT отражает переход к гетерогенным системам и подготовку предприятий к внедрению сетевых технологий Microsoft в будущем. Короче говоря, если два года назад формула требований к ИТ-специалисту выглядела как просто CNE (Certified Novell Engineer), то сегодня — CNE+MCP (Microsoft Certified Professional).

Однако все эти сведения показывают в большей степени многолетние тенденции, но не говорят о том, что же конкретно происходит на рынке ИТ-труда в нынешний кризисный период. В этом плане были очень интересны выступления представителей ряда кадровых агенств. (Нужно учитывать, что они работают в основном в сегменте крупных клиентов, в том числе представительств международных компаний.)

Ситуация тут очевидная — рынок сократился, образовался излишек специалистов, во многом счет сотрудников отделов автоматизации банковского сектора. Требования к квалификации увеличились, а ценовой уровень зарплаты — снизился. Это требует значительной психологической перестройки людей, которые привыкли за последние два-три года к благополучному существованию. С одной стороны, такая ситуация затрудняет трудоустройство выпускников вузов, а с другой — дает им шанс получить работу. "Идет не очень симпатичный процесс замены кадров," — сказала в кулуарах руководитель одной кадровой фирмы. — "Компании ищут на уже занятые места людей, которые готовы работать больше, но за меньшие деньги."

Повышается спрос на "комплексных" специалистов — Hard & Soft. Шансы для трудоустройства обладателей сертификатов CNE и MCP резко возрастают при наличии аналогичной квалификации по Cisco или 3Com. В условиях сокращения внутреннего рынка почти все кадровые агентства сейчас активно расширяют направление подбора рекрутеров для работы за рубежом. Интерес к такому варианту трудоустройства со стороны российских специалистов выглядит вполне естественно, но тут нужно сделать некоторые замечания.

По мнению моих знакомых, работающих в США, там не наблюдается существенного увеличения притока специалистов из России. Во многом это объясняется ужесточением американской иммиграционной политики: одновременно с увеличением в прошлом году числа рабочих мест для иностранцев были введены жесткие ограничения по возможности продления виз.

Анализ спроса на ИТ-специалистов для работы в иностранных компаниях (в России и за границей) интересен хотя бы потому, что он является хорошим ориентиром для прогноза изменения требований на нашем внутреннем рынке.

В первую очередь, конечно, знание английского языка. Начальные требования без особых изысков — понимать собеседников и быть понятым ими. Но в течение обязательного испытательно срока необходимо продемонстрировать реальный прогресс в этом вопросе. К сожалению, сегодня даже молодые ИТ-специалисты считают, что технологические знания могут компенсировать неумение общаться с коллегами.

Далее выясняется, что даже наличие пробелов в технологических знаниях может не помешать в трудоустройстве (хотя наличие сертификатов и опыта крайне желательно), но зато очень важными являются такие понятия как любовь к своей работе, умение работать в команде, готовность к обучению. Кандидат на работу должен быть готов к тому, что он будет заниматься квалифицированной, но не очень творческой работет в условиях весьма жестких корпоративных правил, регламентов и стандартов. Компьютерная отрасль сегодня на 90% — не наука и исследования, а ремесло, технология.

У нас сегодня термин "ИТ-специалист" практически однозначно ассоциируется в профессиями "ИТ-менеджер" и "системный администратор/инженер". Однако таких специалистов на западе практически не ждут. Нужны, в первую очередь, разработчики. Высок спрос на знание средств программирования и в российских представительствах инофирм (хотя практически все разработки ведутся в головных офисах). Кстати, Олег Литвин также отметил устойчивое повышение в "Микроинформ" числа курсов по средствам разработки.

Дискуссия о требованиях к ИТ-специалистам неминуемо затрагивает и вопрос о том, каков сегодня уровень подготовки выпускников вузов. Представители кадровых агентств, подтвердив высокий рейтинг ряда институтов (в первую очередь МГУ и МИФИ), с тревогой отметили нарастающее несоответствие между подготовкой студентов и реальными требованиями на рынке. Тут можно обратить внимание на два момента.

Во-первых, высшая школа явно не спешит с переходом на двухуровневую систему обучения (бакалавр-магистр) и по-прежнему ориентирована на выпуск инженеров-исследователей (ближе к степени магистра) в то время, как ИТ-индустрия нуждается больше всего в инженерах-технологах (бакалавры). Во-вторых, наблюдается явное запаздывание с обновлением курсов с учетом появления новых компьютерных технологий (это особенно касается преподавания информационных технологий для непрофильных специальностей). Одна из причин этого — крайне слабый приток новых преподавательских кадров. Как отметил один из участников семинара: "Что же вы хотите, в моем вузе читают лекции в основном те же преподаватели, что и во время моей учебы двадцать лет назад".

В начало статьи

Таблица. Статистика подготовки специалистов в учебном центре “Микроинформ”

Год

Число слушателей курсов

 

MS DOS & Internet

Novell

MS Windows NT

MS Windows

3Com

Compaq

Всего за год

1991

250

50

       

300

1992

200

200

       

400

1993

300

450

 

50

   

800

1994

150

650

50

100

   

950

1995

50

900

200

350

80

 

1580

1996

0

1050

450

500

120

280

2400

1997

140

720

830

960

85

330

3065

1998

80

340

1450

720

80

350

3020

Всего за 8 лет

1170

4360

2980

2680

365

960

12665

В начало статьи