Главная страница Visual 2000 · Общий список статей
Партнеры и клиенты Cognitive встретились в АнталииАндрей Колесов
© 1999, Андрей КолесовПравильность тезиса о том, что "авторитет системного интегратора определяется реализованными им проектами", в общем-то ни у кого не подвергается сомнениям. Однако характерной чертой российского компьютерного рынка является его явно недостаточная информационная открытость. И одна из наиболее закрытых тем — как раз вопросы взаимодействия представителей ИТ-бизнеса (поставщиков и интеграторов) и корпоративных заказчиков. Причину такого положения вещей можно обсуждать отдельно, но очевидно, что развитие ИТ-рынка объективно требует более широкого освещения реального положения дел на нем, публичной демонстрации достижений и открытого обсуждения проблем.
В этом плане весьма показательной стала первая конференция "Новые информационные технологии в управлении крупными предприятиями", которую компания Cognitive Technologies впервые провела для своих корпоративных заказчиков в местечке Белек на анталийском побережье Турции.
В первую очередь здесь стоит отметить довольно любопытное изменение рыночного позиционирования самой Cognitive, которая постепенно сменила свой имидж разработчика ПО на образ проектного интегратора в сегменте крупных корпоративных пользователей. Действительно, еще четыре года назад фирма была известна своими OCR-программами. Затем стала активно заниматься архивами документов на базе своего продукта "Евфрат", который довольно быстро превратился из системы индексирования файлов настольного ПК в достаточно серьезный инструмент создания корпоративных архивов. Функциональные возможности этих систем требуют особого разговора, но в данном случае подчеркнем лишь активное смещение деятельности компании в сторону крупных корпоративных проектов. Весьма примечательным является и тот факт, что по итогам 1998 года Cognitive была признана лучшей компанией-разработчиком на платформе IBM AS/400 в России.
Такая смена позиционирования Cognitive в какой-то момент даже вызвала некоторую негативную реакцию среди местных компьютерных компаний, углядевших в этом нарушение сложившейся системы разделения труда на рынке. Однако именно здесь хотелось бы отметить, что сегодня вопрос об оптимальной модели системной интеграции является весьма дискуссионным. Действительно, с одной стороны, нужна определенная специализация, которая обеспечивает требуемый уровень качества выполняемых работ. Но, с другой, для успешной реализации проекта необходима нацеленность исполнителя на решение конечной задачи заказчика в долгосрочной перспективе. Соответственно, требуется очень значительный объем работ по внедрению (точнее, адаптации) в корпоративную систему даже, казалось бы, уже готовых решений.
В этом плане способ продвижения своих разработок путем активного участия в создании законченных информационных систем, возможно, является достаточно продуктивным. Тем более, что это соответствует и общемировым тенденциями на уровне самых крупных мировых компаний, которые переходят к поставкам технологий по принципу "законченное интегрированное решение от одного поставщика".
Впрочем, на прошедшей конференции, как подчеркнула исполнительный директор Cognitive Technologies Ольга Ускова, ее фирма как раз выступала в первую очередь в качестве "интегратора": доклады о своих технологиях сделали многие ее партнеры — IBM, NCR, Xerox, BankTec, HP, Fiserv, "Форс" и Project Marketing. Весьма примечательно, что многие из этих докладов были посвящены не просто презентации отдельных продуктов, а концептуальным вопросам развития информационных систем (особенно запомнились сообщения представителей Xerox и NCR). Отметим также обзор состояния автоматизации банковских системы, сделанный Крисом Лоутером, региональным менеджером компании Fiserv, которая заключила в начале нынешнего года соглашение с Cognitive о продвижении своих разработок в этой сфере в России.
Однако наибольший интерес на конференции, конечно, вызвали доклады и сообщения представителей корпоративных клиентов ("Газпромбанк", ГВЦ Минсельхоза, Госстандарт, Пенсионный Фонд и др.), а также обсуждение проблем развития информационных систем на круглых столах и в кулуарах.
Вряд ли это покажется откровением, но следует подчеркнуть, что по довольно единодушному мнению заказчиков понятие "системный интегратор" требует, по крайней мере, уточнения. Во всяком случае было не раз высказано четкое убеждение, что "лучший интегратор — это ИТ-отдел заказчика." Именно на нем лежит сегодня ключевая роль создания и поддержки информационных систем, а внешние фирмы отвечают в основном за реализацию отдельных функциональных блоков.
Конечно, этот тезис можно подвергнуть определенному сомнению, сославшись на пережитки советских времен с их тягой к натуральному хозяйству, и привести примеры стиля работы российских отделений международных компаний. Однако при ближайшем рассмотрении оказывается, что именно в западных компаниях огромный объем разработок ПО и внедрения информационных системы приходится на внутрифирменные подразделения. А минимальные размеры ИТ-подразделений их региональных отделений объясняется высоким уровнем стандартизации корпоративных систем.
Упреком российским фирмам-интеграторам прозвучало также мнение об их сильной ориентации не на задачи клиента, а на продвигаемые ими технологии, причем с желанием "продать все сразу", вместо поэтапного внедрения.
В частных беседах, отмечалось также, что российские разработки для корпоративных заказчиков порой не поспевают за темпами развития бизнеса корпоративных клиентов. Именно этим во многом объясняется наметившаяся тенденция перехода от отечественных продуктов к зарубежным при расширении информационных систем. Видимыми причинами этого являются нехватка средств для динамичной модернизации продуктов и недостаточное прогнозирование изменения потребностей клиентов. Хотя, повидимому, есть и другие факторы.
Одним из ключевых вопросов расширения использования ИТ является оценка их реального влияния на повышение эффективности работы предприятия. С точки зрения теории ответ на него является вроде бы очевидным и множество доказательств "за автоматизацию" можно найти на станицах компьютерной прессы. Однако в реальности все обстоит гораздо сложнее.
В качестве одного из главных тормозов расширения применения компьютерных технологий неоднократно называлась низкая заинтересованность в информационной открытости на самых разных уровнях российского общества: от малых предприятий до органов государственного управления. Общая нестабильность в стране ориентирует предприятия на решение краткосрочных задач, а не исходя из стратегической перспективы на будущее: отсюда и выбор соответствующей модели автоматизации.
На конференции целый ряд докладов были посвящены проблемами создания хранилищ данных и обоснованию тезиса о том, что "анализ детальной информации позволяется вырабатывать оптимальную стратегию бизнеса". Однако правильность такое суждения требует обязательного уточнения — "достоверной информации". А именно это является традиционной проблемой в российских системах управления, как на федеральном, так и региональном уровнях (да и на предприятиях).
Конечно же, не был обойден вниманием Internet и в целом была однозначно признана перспективность его использования. Например, директор ГВЦ Минсельхоза Юрий Зятьков отметил заметный рост применения телекоммуникационных технологий на нижнем уровне отрасли — как в крупных, так и небольших фермерских сельскохозяйственных предприятиях. Большой интерес вызвал также доклад представителя Госстандарта Ирины Ефановой, которая показала возможность применения Web-технологий, для доступа к огромным информационный ресурсам этого ведомства. Однако одновременно сложилось впечатление, что как раз в реализации подобных проектов государственных структурам явно не хватает "маркетинга" и сотрудничество с профессионалами из сферы бизнеса было бы очень полезно.
Вместе с тем, подчеркивалось, что для использования Interent в критически важных бизнес-целях, например, банковском деле, требуется существенное повышение безопасности и защиты информации.
Завершая этот краткий обзор конференции, следует отметить, что ее участники в целом положительно отозвались о пользе подобных мероприятий, когда можно не только послушать доклады и поучаствовать в общих дискуссиях, но и пообщаться с коллегами в неформальной обстановке. Тем более, что условия курортов Анталии располагает к обсуждению тем, которые пока не принято затрагивать в выступлениях с трибуны.