Главная страница Visual 2000 · Общий список статей

Корпоративный портал: технологии компании Hummingbird

Андрей Колесов

© 2000, Андрей Колесов
Авторский вариант. Статья была опубликована c незначительной литературной правкой в еженедельнике PC Week/RE № 22/2000, c.23 PC Week/RE Online


Е-бизнес: требования к управляемости предприятия резко возрастают

По мере обсуждения перспектив реализации идеи электронной коммерции становится все более очевидным, что ключевой проблемой здесь является не столько использование современных технологий взаимодействия с партнерами и покупателями (схемы B2B, B2E и т.д.), сколько повышение эффективности работы самого предприятия. В условиях рыночной экономики термин "эффективность" в последнее время все чаще заменяется понятием "конкурентноспособность", потому что для организации должна работать не просто хорошо, самое главное — лучше конкурентов.

Наряду с традиционной задачей снижения самых разнообразных издержек в работе предприятия (например, разработка, производство и продвижение на рынок продукции) сегодня требуется переход к качественно иной модели управления. В частности от руководства требуется не только выработки правильной стратегии развития (планирования) и контроля за ее выполнением, но также резкое повышение реакции на изменение ситуации от плановой. То есть руководитель предприятия должен иметь возможность постоянного оперативного обзора всего происходящего как на предприятии, так и во вне его. И на основе этой информации принимать быстрые и адекватные решения, организовывать и контролировать их точное оперативное исполнение.

Реализация этих идей предъявляет к компьютерным системам требование интеграции всех корпоративных приложений и информационных ресурсов, чтобы обеспечить прозрачный доступ к любым данным (в соответствии с правами доступа) из единого интерфейса. Но при этом необходимо предпринять шаги к оптимизации объема получаемой информации — на рабочий стол руководителя или аналитика должна поступать действительно необходимая, обработанная и оперативная информация.

В начало статьи

Концепция корпоративного информационного портала

Одним из эффективных путей реализация приведенных выше требований является создание единого механизма доступа к внутренним и внешним ресурсам в виде корпоративного портала. В последнее время термин "портал" используется достаточно широко в информационный технологиях и это требует некоторых уточнений.

Сегодня чаще всего речь идет о Web-порталах, через которые пользователи осуществляют доступ ко всему миру Web-ресурсов. В данном случае, фактически, мы имеет дело с универсальными или тематическими поисковыми и рубрицирующими Web-серверами. Необходимость таких механизмов не требует пояснений, но все же для создания корпоративных порталов их возможностей явно недостаточно. В этой связи стоит отметить проблемы доступа к данным сложной структуры (например, из разнообразных систем управления предприятием), оптимизации работы портала для конкретного пользователя, обеспечения безопасности и разграничения прав доступа.

Что же касается порталов, предлагаемых поставщиками ИТ-платформ (например Lotus, Microsoft), то их возможности часто ограничены поддержкой только собственных технологий.

Идея корпоративного информационного портала (Enterprise Information Portal, EIP) была выдвинута специалистами фирмы Merrill Lynch в конце 1998 года. Спустя полгода эта концепция была сформулирована аналитиками известной консалтинговой компании Delphi Group: EIP — это Web-ориентированное средство доступа к разнообразным структурированным и неструктурированным данным на предприятии и вне него, а также анализа и обработки полученной информации. Полное решение EIP должно включать десять основных функций:

  1. Интеграция приложений и данных. Обеспечение возможности взаимодействия сотрудников предприятия со всем приложениями и информационными ресурсами, используемыми в организации (в соответствии с установленными правами), через единый интерфейс.
  2. Категоризация. Упорядочивание данных для осуществления удобной навигации по информационным ресурсам. Автоматизированные процедуры категоризации результатов индивидуального поиска.
  3. Полнота и релевантность поиска. Реализация эффективных поисковых механизмов по всевозможным источниками данных (структурированные, неструктурированные, метаданные), просмотр всех ресурсов, которые могут включать нужные данные, оценка достоверности полученной информации.
  4. Публикация и распространение. Возможность публикации пользовательской информации для общекорпоративного доступа.
  5. Управление бизнес-процессами. Пользователи должны иметь возможность не только следить за ходом выполнения деловых процессов, но также инициировать такие процессы и активно участвовать в них.
  6. Коллективная работа. Обеспечение режима командной работы как в традиционном варианте "сотрудник-сотрудник", так и в режимах "сотрудник-партнер" и "сотрудник-клиент".
  7. Персонализация рабочего пространства. Формирование среды работы сотрудника с учетом его персональных потребностей, привычек, методов собственной работы.
  8. Представление информации. Интеграция всех элементов информационный ресурсов понятном и логичном виде.
  9. Обратная связь и развитие. Портал должен обеспечивать доступ к информационным ресурсам предприятия не только для сотрудников, но и для внешних лиц (партнеров, клиентов). Откликаться на нужды и пожеланию всех пользователей портала — обязательное условие для обеспечения конкурентоспособности любой организации.

Кто же сегодня отвечает этим перечисленным требованиям?

В начало статьи

Технологии Hummingbird

На проходившей в декабре 1999 года конференции Delphi Corporate Portals свою разработку EIP представила компания Hummingbird Communications и этот продукт получил хорошие оценки экспертов. Результаты опубликованного в мае нынешнего года исследование рынка корпоративных системы, выполненное компанией Survey.com, говорят о том, что Hummingbird входит в тройку лидеров на рынке EIP наряду с IBM и Microsoft. продуктами IBM и Microsoft. Эта канадская компания еще не очень хорошо известна на российском рынке, поэтому имеет смысл кратко рассказать об истории ее системы Hummingbird IEP.

Фирма Hummingbird занимает прочные позиции в области разработки программных продуктов для корпоративным заказчиков, специализируясь на создании телекоммуникационного ПО. Впервые в поле зрения российской компьютерной прессы эта компания весной прошлого года, когда стала известно о том, что Hummingbird Communications приобрела достаточно известную в нашей стране группу PC DOCS Group. А еще раньше Hummingbird начала активно заниматься системами анализа данных и принятия решений на базе OLAP-технологий, приобретя компании Andyne и Datenrevision, работавшие в этой области.

Уже тогда аналитики отмечали, что слияние Hummingbird и PC DOCS Group позволит объединить воедино опыт двух фирм в области соответственно структурированных и не неструктурированных данных и объединенная компания сможет выступать в качестве поставщика универсальных решений для корпоративных систем. При этом некоторые эксперты отмечали любопытный момент в этой сделки: по их мнению фирму Hummingbird интересовала не столько программные системы управления документами PC DOCS, сколько поисковые технологии Fulcrum (PC DOCS приобрела Fulcrum за год до этого, летом 1998 года.) В результате, опоздав с покупкой Fulrcum, Hummingbird была вынуждена купить всю PC DOCS, причем не традиционным путем обмена акций, а за наличные деньги!

Тогда же, а июне 1999 года было объявлено о намерении создать продукт класса EIP, что и было сделано в чрезвычайно сжатые сроки. Нынешней весной эта система была представлена в России авторизованным партнером Hummingbird компанией "Весть-Метатехнология" на проходивших выставках "Электронный офис 2000" (см. PC Week/RE N 16/2000, с. 22) и DOCFLOW-2000.

В начало статьи

Краткий обзор функциональных возможностей

В основе Hummingbird EIP (HEIP) лежит технология тонкого клиента, когда пользователь с помощью браузера обращается к HTML-серверу, через которые выполняется доступ к внутрикорпоративным и внешним ресурсам. При этом в узком левом окне экрана размещается иерархическое оглавление доступных средств, а в правом — собственно окно для информационного обмена. Состав средств, поддерживаемых данным порталом, достаточно представителен: системы управления документами (CyberDOCS, Documentum,...), почтовые службы (Lotus Notes, MS Exchange), ERP-системы (SAP R/3), системы управления знаниями (Fulcrum), а также разнообразные хранилища данных и OLAP-системы.

Кроме стандартных средств пользователь может также создавать собственные папки, в которые он формирует собственные индивидуальные интерфейсы для интерактивного общения с внешними ресурсами (в том числе и Web-серверами). При этом речь идет он о простом наборе, например, избранных Web-страниц, а о получении только нужной информации с этих страниц и в удобном для клиента виде. Это достигается с помощью специальных программных компонентов E-Clip, которые обеспечивают взаимодействие портала с конкретными ресурсами и приложениями. В состав поставки HEIP входят более сотни таких готовых компонентов, а также набор для разработчика E-CLIP Developer Kit, с помощью которого можно создавать собственные программы.

Довольно любопытно сделана поддержка обмена знаниями между сотрудниками в отношении общего списка "избранный" Web-ресурсов — пользователь в любой момент может поставить оценку полезности конкретного сервера и записать свои комментарии. Таким образом, сотрудник может ориентировать в этих ресурсах, опираясь на мнение своих коллег.

Стоит также упомянуть о возможности использования персональной поисковой машины: клиент может запустить механизм фонового опроса и индексации интересующих его серверов с самыми самыми разнообразными вариантам автоматической фильтрации и обработки получаемых данных. (Как известно, по любой тематике достаточно следить за несколькими десятками наиболее авторитетных Web-ресурсов. В результате вы получает информацию об их обновлении почти в режиме реального времени, в том время, как обновление индекса универсальных поисковых измеряется сутками.) Именно эта функция портала HEIP использовалась в системе анализа ситуации в стране, о которой на конференции "Электронный офис-2000" рассказывали представители ФАПСИ "Электронный офис 2000" (см. PC Week/RE N 16/2000, с. 22).

В начале июня компания Hummingbird объявила о выходе новой версии HEIP 1.5, которая предоставляет дополнительные средства создания персональных хранилищ информации, улучшенной поддержки групповой работы, а так применения распределенной архитектуры. HEIP 1.5 может быть развернута на различных платформах — Windows NT, Solaris, HP UX и Linux.

Познакомиться с возможностями HEIP можно на тестовом примере, доступном по адресу eip.hummingbird.com.

В начало статьи