Главная страница Visual 2000 · Общий список статей

"Таинственные покупатели" вышли на тропу...

Андрей Колесов

© Андрей Колесов, 2001
Авторский вариант. Статья была опубликована c незначительной литературной правкой в литературной правкой в литературной правкой в еженедельнике PC Week/RE (№ 16/2001, с. 10)


На прошедшей 13 апреля пресс-конференции московское представительство Microsoft довело до широкой общественности информацию о проводимой с декабря прошлого года кампании Mystery Shopper ("Таинственный покупатель") и рассказало о результатах ее первого этапа.

По замыслу организаторов появление данной кампании связано с поиском новых формы борьбы с нелегальным распространением ПО. Ее идея формулируется так — информирование OEM-канала о рисках, связанных с нарушением законодательства о защите авторских прав на программные продукты при продаже компьютеров. По мнению главного специалиста по борьбе с пиратством российского отделения Microsoft Евгения Данилова среди продавцов ПК можно выделить три основные категории. В первой соблюдение авторских прав является корпоративным принципом и существует соответствующая система контроля его реализации. Во второй такой принцип также провозглашен, но нет системы контроля. В третьей отсутствует сам принцип.

Соответственно, основными целями кампании является показать второй группе полезность организации контроля, а третьей — необходимость возведения в корпоративный принцип соблюдения российских законов.

Конкретная реализация кампании "Таинственный покупатель" выглядит следующим образом.

Специально обученные консультанты (6 человек — 4 в Москве и 2 в Санкт-Петербурге — прошли тренинг в ноябре прошлого года) посещают магазины, продающие компьютерную технику, и играют роль покупателя, выбирающего компьютер для покупки. В процессе диалога с продавцом выясняется, имеет ли место в данном магазине факт нарушения авторского права — незаконное копирование или распространение нелицензионных копий продукции.

Затем, независимо от готовности или отказа продавца установить нелицензионную копию ПО на компьютер, консультант обращается к директору магазина, вручал ему визитную карточку и информационный пакет, содержавший сведения о целях акции, рекомендации по соблюдению авторского права, а также информацию о некоторых делах, связанных с нарушением законодательства о защите авторских прав и др.

Если продавец не только отказывал в установке нелицензионного ПО, но и активно предлагал приобрести компьютер с предустановленным лицензионным ПО, то консультант — в присутствии директора — вручает продавцу памятный подарок (мышь Microsoft IntelliMouse).

Во время первого этапа кампании Mystery Shopper с декабря 2000 г. по март 2001 г. консультанты нанесли более 700 визитов, в том числе 120 повторных, в торговые точки, (400 — в Москве и 300 — в Санкт-Петербурге). Первичные посещения консультантами магазинов, торгующих компьютерной техникой, показали, что примерно 60% продавцов готовы предустановить на компьютеры нелицензионное ПО. Но во время повторных визитов консультантов лишь немногим более 20% продавцов попадали в эту категорию.

Кроме того, менялось и отношение директоров магазинов к визитам консультантов: если в начале проведения программы позитивно восприняли данный визит 58% директоров магазинов, где продавец не согласился предустановить нелицензионную копию ПО, и лишь 15% директоров магазинов, где продавец согласился это сделать, то уже в феврале 2001 г. эти показатели выросли до 81% и 59% соответственно.

Евгений Данилов подчеркнул, что акция имеет сейчас сугубо информационный, предупредительный характер. Но при этом отметил, что список попавшихся повторно передается юристам российского отделения "для дальнейшей работы". Кстати, в базе данных представительства в настоящее время имеется 2300 компаний, занимающихся сборкой или продаже ПК, из них 950 находятся в Москве и 380 — в Санкт-Петербурге.

Представители Microsoft не смогли уточнить, как эта программа повлияла на динамику OEM-бизнеса корпорации в России. В этой ситуации есть предположение, что приведенные цифры об изменении результатов визитов, скорее говорят о том, что продавцы ПК стали более осторожными. Тем не менее в ближайших планах Microsoft — расширение программы Mystery Shopper. Будет расширен штат "консультантов" в Москве и Санкт-Петербурге, а также появятся команды "таинственных покупателей" в Нижнем Новгороде, Екатеринбурге и Киеве.

В начало статьи