Главная страница Visual 2000 · Общий список статей
Встреча с Президентом дает повод для оптимизмаАндрей Колесов, Эдуард Пройдаков
© Андрей Колесов, Эдуард Пройдаков, 2001Вечером в пятницу 13 апреля в Кремле...
Вечером в пятницу 13 апреля в Кремле прошла встреча представителей российского компьютерного бизнеса с Президентом России В.В. Путиным. В ней участовали десять руководителей компаний, каждый из которых представлял определенный сегмент индустрии: иностранный вендор, массовое ПО, системная интеграция и т. п.:
В начале беседы Президент кратко обозначил круг вопросов, которые он хотел бы обсудить: правовое обеспечение деятельности в сфере высоких технологий, поиск точек соприкосновения государства и бизнеса, обеспечение деятельности российских производителей в стране и за рубежом, а также защита интеллектуальной собственности. Руководитель страны отметил, что за последний год обсуждение темы высоких технологий в России "оживилось, но, к сожалению, уровень развития "новой экономики" еще не соответствует ее важности для страны". В качестве примера он привел тот факт, что новые технологии занимают всего лишь 0,6% от ВВП, в то время как в развитых странах мира - от 4% до 6%. В нашей стране имеется разрыв между возможностями государства и потребностями бизнеса, разрыв по уровню подготовки и востребованности специалистов.
Далее Президент выразил готовность обсуждать все вопросы, волнующие предпринимателей, и каждый из участников встречи высказал свои соображения по обозначенной теме. По регламетну планировалось, что беседа займет час, однако реально она продолжалась два с половиной часа.
Мы попросили некоторых участников этого круглого стола рассказать о проблемах, которые там рассматривались и о своих впечатлениях от встречи с Президентом.
Комментарии участников встречи:
Встрече предшествовала двухмесячная подготовка, мы встречались и
обсуждали вопросы, с тем, чтобы вынести консолидированное мнение по
наиболее актуальным вопросам. Встреча в Кремле прошла очень
по-деловому. Президент, в основном, слушал, иногда задавая уточняющие
вопросы или делая комментарии, судя по которым к встрече Владимир
Владимирович был хорошо подготовлен, он демонстрировал хорошую
осведомленность в информационных технологиях.
Я затрагивала проблемы криптографии, проблемы, которые можно решить
только на государственном уровне. Речь идет о разделении ее на
гражданскую, для которой необходимо облегчить систему сертификации и
снять экспортные ограничения, и военную. Сейчас криптографии у нас
сильно регламентирована и закрыта для экспорта, ее можно использовать
только внутри страны и то нужно в разных органах получить четыре
различных лицензии (на разработку, производство, внедрение и экспорт).
Получение каждой требует определенных затрат, отвлечения людей,
времени. Для гражданской криптографии необходимо облегчить систему
сертификации, так как существующая практика формирует отставание
России в данной области — у нас всегда были лучшие в мире криптографы.
Почему из этого не делать деньги? Также рассматривался печально
известный Указ N 334 от 3 апреля 1995 г. о лицензировании средств
шифрования.
Второй вопрос, который я поднимала, касался экспорта технологий и ПО.
В этой области необходимо отмена лицензирования Центрального Банка,
связанного с вывозом капитала и открытием офисов за рубежом. Отмечу,
что Президент особенно оживился на мой комментарий о необходимости
получения лицензии ЦБ на вывоз капитала, заметив, что этот вопрос
рассматривается, но пока встречает серьезное сопротивление со стороны
ЦБ. Его реакция дает надежду на улучшение ситуации.
Сейчас, чтобы открыть свое представительство, нам нужно получить
лицензию ЦБ РФ, на что требуется более полугода. Я лично еще не
встречала ни одну компанию, которая бы эту лицензию получила.
Бесконечное количество административных препон, существующих на пути
бизнеса, непереносимо малым бизнесом, компаниями до ста человек,
являющимся основным производителями ПО и новых технологий.
Третья вещь, необходимая со стороны Правительства, объявление курса на
развитие высоких технологий. Сам факт встречи Президента с нами дает
повод для оптимизма. Наконец, неплохо было бы, чтобы представительства
России в других странах оказывали хотя бы моральную поддержку
российскому бизнесу за рубежом. Пока это делается на уровне личных
отношений и не всегда это получается. Мы, например, просили какую-то
помощь от нашего посольства в ЮАР и не получили ее.
Конечно, назывались цифры индийского экспорта ПО, но наша модель — это
экспорт технологий. Компаний типа нашей, умеющих изготавливать
высокотехнологичные продукты много. Дело в том, что они из-за узости
рынка не могут найти применения внутри страны и не могут выйти на
зарубежные рынки, куда и так-то трудно выйти, а еще и пройти все
административные барьеры практически невозможно.
Среди других интересных проблем, затрагивавшихся на встрече, были
проблемы компьютерного пиратства (в том числе, среди госучреждений),
создание электронного правительства, возможности по информатизации
страны, учет интеллектуальной собственности и т.п. Анатолий
Карачинский говорил о создании некого координационного органа, который
мог бы помочь ИТ-индустрии в решении ее проблем. Сейчас очень много
различных органов, но их программы и действия не согласованы. Люди
развивают очень большую деятельность, декларируют желание сотрудничать
с бизнесом, а воз и ныне там — ничего не происходит. Нужен орган, с
которого можно было бы спросить.
Никаких решений на встрече принято не было, да и не могло быть. Но,
очевидно, что Президент видит в развитии ИТ серьезную возможность для
страны, иначе бы такая встреча вряд ли бы могла состояться. Будем
надеяться, что в результате встречи будут приняты необходимые решения.
По крайней мере, я на это надеюсь...
Один из главных итогов встречи — это то, что мы увидели
заинтересованность первого лица государства в общении с
представителями ИТ-бизнеса. И что очень отрадно — многие темы,
которые мы хотели затронуть в этой беседе, за десять дней до этого уже
были определены в качестве приоритетных в ежегодном послании
Президента. Например, главный тезис этого документа говорит о
необходимости эффективной государственной власти. А бизнес как раз и
нуждается именно в эффективной власти, без этого невозможно доверие к
государству. Нам также нужна прозрачность экономических отношений,
предсказуемость поведения участников рынка. Для меня, как
представителя компании, производителя программного обеспечения, важнее
всего вопросы собственности. В послании Президента я нашла однозначные
и вполне устраивающие меня положения по этим вопросам.
Мы видим повышение востребованности информационных технологий в
России, хотя, как я отметила на встрече, у многих государственных
чиновников сильно развита боязнь компьютеров. Кстати, Президент Путин
при этом добавил, что многие держат компьютеры просто как дань моде. В
целом на встрече было видно, что Президент хорошо понимает значение ИТ
для страны и проблемы, связанные с их развитием. Можно надеяться, что
администрация предпримет шаги по поддержке отечественной ИТ-индустрии.
Одна из основных проблем в развитии отечественного ИТ-бизнеса —
непонятно, кто у нас в стране отвечает за эту область. И этот вопрос
также серьезно обсуждался на встрече. Мне кажется, что в результате
обсуждения стало понятно, что такая структура нужна. Нужно обратить
внимание, что речь идет не о создании очередного экспертного совета.
Точнее, сам по себе экспертный совет может быть очень хорошим
механизмом выработки полезных идей, но в первую очередь нужно создать
мощный аппарат, который смог бы реализовывать эти идеи.
Хотелось бы отметить, что на встрече речь шла не получении каких-то
льгот от государства, дискуссия шла о том, как использовать имеющийся
потенциал страны, которые сегодня реализуется на доли процента. Было
высказано много интересных идей и Владимир Владимирович в заключении
отметил, что многие из них кажутся ему важными.
Основная проблема для развития российского софверного бизнеса
является пиратство и именно этой темы я начал свое выступление. Не буду
повторять обоснования тезиса о том, что пираты просто душат отечественную
индустрию ПО, — это хорошо известно читателям PC Week/RE. Но на встрече с
Президентом я обратил его внимание на пренебрежение к законам, в том числе
и со стороны государственных служащих. Например, даже сотрудники
правоохранительных органов не скрывают, что работают на нелицезионном
ПО. В этой связи я высказал пожелание, чтобы Правительство и Федеральное
Собрание показали пример уважения к авторским правам. Кстати, это
непосредственно связано и с вопросом информационной безопасности: как ее
можно обеспечить, что никто не отвечает за поставляемое ПО и не гарантирует
полный цикл сопровождения? Отношение государства к интеллектуальной
собственности видно не только в случае пиратства. Например, существующие
сегодня правила бухучета в очень слабой мере учитывают специфику такого
товара, а "программный продукт".
Я обратил внимание Президента на наличие серьезных бюрократических
препонов для экспорта российского ПО. Ведь во многом именно из-за этого
фирма "1С" ориентируется в первую очередь на работу на внутреннем рынке.
Еще один важный момент — необходимость создание единых для всех страны
и открытых форматов самых разнообразных отчетов и документов. Без этого
трудно добиться действительно эффективного применения ИТ на
предприятиях. К сожалению, мы достаточно часто встречаемся с изобретением
собственных форм электронной отчетности органами управления, причем для
их использования нужно покупать специальную программу, которую делает
только одна компания, которая, "к счастью" сидит том же здании, что и этот
самый орган.
Общие впечатления от встречи у меня самые позитивные. Было видно,
что это не PR, а нормальное рабочее обсуждение проблем, которые интересны
Президенту. Сама атмосфера беседы для меня была довольно неожиданной: я
готовился к какой-то борьбе, а борьбы и не получилось. Оказалось, что наши
позиции очень близки, так что это было скорее общение единомышленников.
Кстати, это можно было предвидеть на основе внимательного изучения
послания Президента. Например, я хотел затронуть вопрос о трудностях с
открытием отделений российских фирм за рубежом, но не стал говорить об
этом, потому что необходимость решения данной проблеме четко
зафиксирована в этом документе.
Путин был очень хорошо подготовлен к встрече, причем меня искренне
удивило не просто знание темы в общих чертах, а именно в деталях.
Например, он сходу воспринял суть моих претензий к тем же правилам
бухучета или статье 146 УК (наказание за пиратство). Я встречался со
многими государствнными чиновниками разного ранга, в том числе из
состава "продвинутых" современного поколения, и могу сказать, что
Президент произвел на меня впечатление наиболее разбирающегося в нашей
индустрии администратора. Что еще приятно поразило — умение создать
благожелательного, мягкого климата во время беседы.
Хотел бы подчеркнуть, что это была, скорее, ознакомительная встреча,
задача принятия каких-то решений не ставилась изначально. Но думаю, что
последствия она будет иметь: хотя велась стенограмма беседы, Президент сам
постоянно фиксировал основные вопросы в своих бумагах (по-моему, они
исписал не менее 15 листов формата А4).
И, вообще, после этой встречи у меня, пожалуй, впервые появилось
ощущение, что наконец-то руководство страны действительно проявляет
интерес к моему бизнесу именно в плане помощи. Что отрадно — есть
некоторые другие факты, которые показывают, что в данном случае речь идет
не о какой-то разовой акции, а о целенаправленной государственной политики.
В своем выступлении я вкратце обрисовал Президенту размер, состав и
роль сектора сборщиков компьютеров в структуре Российского ИТ рынка, а
также некоторые перспективы дальнейшего его развития. В частности, можно
было бы обсудить возможную трансформацию крупных отечественных
сборщиков в производственные предприятия с более широким ассортиментом
продукции. Другой возможный вариант — экспорт российских технических
средств за рубеж. Однако на вопрос Президента, готовы ли мы предложить
конкретную программу действий, честно ответил, что последние 2 года после
кризиса мы отстраивали модели бизнеса ориентированные на внутреннего
потребителя, просто "росли" в финансовом плане, набирались опыта, боролись
за рынок, поэтому конкретной программы пока нет. Но учитывая небольшой
размер нашего внутреннего рынка, мы не отбрасываем возможность
проработки программ, связанных с экспортом оборудования, хотя это менее
перспективно чем ПО.
Одной из важнейших тем беседы было обсуждение политики поддержки
отечественных производителей в ИТ отрасли и для страны в целом. Как мне
показалось, нам с Анатолием Карачинским удалось убедить президента в том,
что на нашем рынке преференции и протекционизм приносят больше вреда,
чем пользы.
Моя оценка встречи очень положительная. Возможно, сегодня трудно
оценить всю значимость подобного события для ИТ-рынка страны, однако я
абсолютно уверен, что это "знаковое" событие. Очевидно в ближайшее время
могут последовать определенные конкретные действия. На встрече, помимо
стратегических, обсуждался ряд абсолютно конкретных проблем, некоторые,
наиболее важные, президент фиксировал в своих записях, и возможно после
анализа могут последовать конкретные поручения.
Хотел обратить внимание, на тот факт, что на встрече не обсуждались
идеи создания "экспертных советов". Вместе с тем была четко обозначена
проблема отсутствия в стране действенной структуры, способной
регулировать, укреплять ИТ отрасль, помогать со стороны государства
развивать рынок и компании на нем работающие.