Главная страница Visual 2000 · Общий список статей

Десять лет без права ...жить без Microsoft

Андрей Колесов

© Андрей Колесов, 2002
Авторский вариант. Статья была опубликована c незначительной литературной правкой в еженедельнике PC Week/RE (№ 48/2002, с. 1)

Десять лет назад, 27 ноября 1992 года в Москве было открыто представительство корпорации Microsoft, в зону ответственности которого вошла территория бывшего СССР. В нынешнем декабре прошла серия торжественных мероприятий, посвященных этому славному юбилею. Одно из них было проведено для журналистов 6 декабря в джаз-клубе Le Club. На этой встрече ведущей выступала генеральный директор московского отделения Microsoft Ольга Дергунова, представившей хронологию жизнедеятельности корпорации в нашей стране в виде иронично-серьезной презентации об "этапах большого пути" в сопровождении комментариев ветеранов отечественного ИТ-бизнеса — Анатолия Карачинского, Георгия Пачикова, Николая Любовного и Бориса Нуралиева.

На вечере присутствовала целая группа журналистов PC Week/RE, но материал о юбилее поручили подготовить мне, наверное, потому что тематика "Microsoft" уже более 10 лет находится в сфере моих интересов. Воспользовавшись этой возможностью, мне хотелось бы сейчас отойти от формального изложения истории работы Microsoft в России (эти материалы можно найти на сайте www.microsoft.com/rus) и поделиться просто субъективными соображениями-воспоминаниями на эту тему.

Отношение к корпорации Microsoft в среде ИТ-специалистов (и тех, кто считает себя таковыми) совсем не однозначное. Но вряд ли кто-то будет отрицать, что она является одним из мировых ИТ-лидеров, влияние которой в последние годы выходит даже за пределы компьютерной индустрии. И уже поэтому ее деятельность заслуживает, если и не уважение, то, по-крайней мере, внимательного изучения.

Бывая на многих мероприятий ведущих мировых разработчиков ПО, я давно обратил внимание на такой момент. В отличие от подчеркнуто уважительного отношения партнеров других вендорам к своим поставщикам, среди пользователей Microsoft чаще всего царит атмосфера довольно ироничного отношения к "старшему брату". Шутки, серьезные упреки, анекдоты,... но при этом постоянный рост числа партнеров и клиентов, причем во многом за счет категории "серьезных".

Что касается, московского отделения Microsoft, то я бы назвал бы его "самым российским" среди представительств других зарубежных компаний. Потому что оно, занимаясь продвижением собственного бизнеса, самым активным образом участвует в развитии отечественного ИТ-рынка. Естественным следствием этого является, в частности, бесспорное признание главы Microsoft/Россия Ольги Дергуновой в качестве одного из наиболее влиятельных российских ИТ-персон. Но, признавая высокие личные качества сотрудников представительства, нужно подчеркнуть, что причина высокого авторитета этого регионального подразделения изначально заложена в бизнес-модели корпорации.

Наша страна за последние 15 лет пережила огромные преобразования, одним из следствий которого стало формирование качественно новой ИТ-индустрии, ставшей фактически первым в конце 80-х годах полигоном отработки рыночных отношений. Все это отразилось в судьбах конкретных людей. Например, многим ИТ-специалистам советских времен пришлось весьма радикально поменять стиль жизни и сферу деятельности, методом проб и ошибок постигая принципы непривычной, рыночной действительности. Я тоже прошел свой путь по этой дороге, и так получилось, что он был все это время (хотя порой в очень неявном виде) был связан с работой Microsoft в нашей стране.

Тут вполне уместно вспомнить о знаменитом СП "Диалог" (см. PC Week/RE, N 50/97, c.1), который став первым советским коммерческим предприятием, сразу же связал в 1987 году свой бизнес с Microsoft, став ее дистрибутором. А спустя три года появились в России два первые локализованные продукты — MS-DOS 4.01 и MS Works 2.0 (тогда, в 1990-м году, на презентацию русской версии MS-DOS впервые приехал Билл Гейтс).

Я очень сомневаюсь, что данный проект с локализацией был успешен с точки зрения бизнеса — желание купить "легальный" продукт в то время могло быть расценено как явный признак серьезного умственного помешательства. Скорее эта локализация отражала оптимизм той поры: еще немного, еще чуть-чуть, и мы создадим в своей стране такой же чудесный и обильный рынок, со всей мощью своего научнотехнического потенциала выйдем за зарубежные просторы... Уж если два молодых человека с незаконченным высшим образованием смогли создать компанию, ставшей лидером ИТ-индустрии, то уже мы-то...

Но российский рынок формировался не так быстро, как хотелось бы, западные компании не очень рвались к нам со своими продуктами. С конца 80-х я использовал для разработки программ очень популярную систему MS QuickBasic 4.5. начал писать статьи на эту тематику и в 91-м году, под воздействием все той же эйфории, решил стать его легальным пользователем. Не тут-то было! Ни один дилер-дистрибутор не имели такого продукта и не хотели даже думать о том, чтобы его привести в страну. Я постоянно обзванивал фирмы и в начале 92-го мне повезло — мне удалось отследить появление единственной в России коробки QB 4.5: в Московском Доме книги посмотреть на чудака, который решил купить три дискеты и две книги за очень солидные деньги (8400 руб.), сбежались продавцы всего второго этажа.

1992 год был, безусловно, переломным в истории ИТ-отрасли и всей страны. Несмотря на всю тяжесть "шоковой терапии" страна поверила в необратимость демократических и рыночных перемен. Посмотрев на историю нынешних лидеров отечественного ИТ-рынка, легко увидеть, что датой официального рождения многих из них является именно 1992 год.

В конце 1991 года был принят Закон об охране авторских прав, который с 1 января 1993 года должен был войти в полную силу. Зная принципиальную позицию Microsoft в этой вопросе, не сомневаюсь, что решение об открытии своего представительства было принято в увязке с формальным признанием авторских прав на ПО.

В октябре 1992 года мне удалось встретиться с будущим руководителем московского отделения Робертом Клафом в офисе на Старой Басманной, в котором еще шел ремонт. В тот момент он искренне хотел развивать бизнес в нашей стране в форме плотного взаимодействия с различными группами пользователей (у него к тому времени был опыт такой работы с Clipper-сообществом) и, в частности, предложил мне заняться созданием некой ассоциации Basic-программистов.

Однако для корпоративной стратегии Microsoft подобные "любительские" подходы не очень годились — с идеями пользовательских ассоциаций пришлось расстаться (как сказал спустя три месяца Клаф: "отложить не некоторое время") и заняться поэтапным построением регулярной системы бизнеса: каналы поставок (1993), системная интеграция (1994), разработчики ПО (1995), продвижение серверной платформы (1996), поддержка конечных пользователей (1997),...

Становление бизнеса Microsoft в 1993-м году было совсем непростым. Знаю это на собственном опыте — процедура покупки тогда новой версии Visual Basic for DOS растянулась почти на полгода и послужила причиной написания мною первой "маркетинговой" статьи — "Как купить продукты Microsoft.

С тех пор у меня появилось довольно много публикаций по технологиям и бизнесу Microsoft. И что любопытно, я часто встречаюсь с диаметрально противоположными оценками читателей: противники Microsoft упрекают меня в "любви" к корпорации, а сторонники осуждают за злобные нападки. На самом деле тут нет никакого противоречия: не замечать работу этой компании трудно, а наблюдая за ее деятельностью, всегда видишь вещи, которые нравятся или не нравятся.

Но самое главное в другом. Ведя в далеком 1993-м году жаркие дискуссии с менеджерами московского офиса Microsoft на тему "как нужно вести бизнес", я пришел к пониманию многих "рыночных" истин, одна из которых была тогда сформулирована тогдашним руководителем маркетинга представительства Ильей Биллигом: "Вы считаете, что у нас не очень хорошие продукты? Мы неверно стоим бизнес? Так тем лучше для вас — сделайте хорошие продукты, организуйте правильный бизнес и завоюйте рынок!". И именно в те годы у меня сложилось такое отношение московскому офису Microsoft: это не только подразделение корпорации в России, но и представительство нашей страны в одной из крупнейших компаний мира.

Кстати, с приобретением следующей версии VB 3.0 в 1994 году никаких проблем уже не было — просто зашел в магазин и купил.

В начало статьи