Главная страница Visual 2000 · Общий список статей

Особенности стратегии продвижения платформы "1С:Предприятие 8.0"

Андрей Колесов

© Андрей Колесов, 2004
Авторский вариант. Статья была опубликована c незначительной литературной правкой в еженедельнике PC Week/RE (N 27/2004, с. 24)


Учитывая широкий спектр вопросов,...

Учитывая широкий спектр вопросов, представленных на летнем партнерском семинаре, руководство фирмы "1С" пригласило для участия в нем сразу трех представителей еженедельника PC Week/RE. Интерес к этому мероприятию с нашей стороны понятен: анализируя тенденции развития российского ERP-рынка, можно смело прогнозировать обострение на нем конкуренции, одним важнейших факторов которой является активизация деятельности "1С-сообщества" (около 3300 компаний-франчайзи, несколько десятков тысяч специалистов-внедренцев и разработчиков) в сегменте средних и даже крупных заказчиков. Именно поэтому мне хотелось бы дополнить публикации моих коллег по мотивам прошедшего семинара (PC Week/RE N 23/2004 с. 1, N 24/2004 c. 22 и с. 23) еще некоторыми соображениями.

Вопросы расширения сферы применения технологий "1С:Предприятия" уже давно обсуждаются в среде 1С-сообщества, но именно на прошедшем мероприятии данная тема впервые была обозначена, как наиболее важная стратегическая задача. Отметим, что до недавнего времени руководство "1С" занимало достаточно консервативную позицию, практически полностью отдавая инициативу по освоению новых "территорий" своим ведущим партнерам, не форсируя естественный ход развития событий на этом рынке.

Ситуация радикально стала менять еще год назад с началом продвижения новой версии платформы "1С:Предприятие 8.0" и выпуском первых прикладных решений на ее базе. Однако здесь нужно отметить, что проблема повышения уровня реализуемых проектов требует не только создания более функционального и масштабируемого решения, но и существенной коррекции бизнес-модели его внедрения через партнерскую сеть, которая в свое время была изначально нацелена на работу с сегментом малых предприятий.

Последние годы расширение сферы влияния технологий "1С" идет в двух взаимосвязанных направлениях: повышения уровня клиентов (упрощенно говоря, возможности увеличения клиентских мест) и функциональности (от бухгалтерского учет к комплексным системам правления предприятия). Однако выпуск версии 8.0 ознаменовал серьезную коррекцию в стратегию решения этих задач: если в течение восьмилетней истории платформы 7.х ее развитие шло эволюционным путем "снизу-вверх", то "восьмерка" на ее нынешнем этапе продвижения ориентирована сразу на сегмент средних предприятий — этап ее смещения вниз, на рынок традиционных для "1С" малых клиентов, отложен на будущее, правда, недалекое <*>.

<*> Такое позиционирование новой версии решает также проблему возможной конкуренции между 7.х и 8.0, которые будут существовать параллельно еще достаточно долгий срок.

Именно такое позиционирование новой системы вызвало некоторое смятение в рядах "1С-сообщества" (это было хорошо видно по публичным и кулуарным обсуждениям на прошлогодних партнерских семинарах), так как это означало не только серьезную проверку их готовности к восприятию технологических и маркетинговых инноваций фирмы "1С", но и обострение конкуренции внутри партнерской сети. Однако, прежде чем перейти к анализу бизнес-аспектов продвижения "1С:Предприятие 8.0" (1СП8), следует кратко рассмотреть некоторые технологические особенности платформы.

В начало статьи

Особенности платформы "1С:Предприятие 8.0"

Развитие технологий и коррекция маркетинговой политики "1С" последние годы сопровождается изменениями используемой терминологии, которая пока еще не устоялась, что, в свою очередь, вносит определенную путаницу в умы заказчиков (особенно потенциальных). <**>

<**> В дискуссиях на прошедшем партнерском семинаре участники отмечали необходимость модернизации используемой технологической терминологии с учетом маркетинговых задач продвижения новых продуктов "1С".

На самом же деле софтверная формула выглядит достаточно просто (рис. 1):


Система 1СП8 = [технологическая] платформа + семейство прикладных решений

Рис. 1. Структура системы "1С:Предприятие 8.0"

В принципе, она была верна и для версии 7.x, но ранее "1С" предпочитала говорить лишь о продуктах для конечных пользователей. Объяснялось это тем, что платформенная составляющая является сугубо технологическим компонентом, с которым имеют дело лишь партнеры-внедренцы (и то не все). Такой вспомогательный характер платформы сохранился и сейчас в версии 8.0, в частности, она по-прежнему доступна и партнерам и заказчикам лишь в составе готовых прикладных программ. Но при этом роль платформы в общем комплексе ПО "1С" резко возросла, причем как для разработчиков и внедренцев, так и для пользователей. Выделим основные причины этого явления.

  1. Основная задача, стоявшая перед разработчиками 1СП8 — создание технологической базы для последующей разработки более масштабируемых, производительных и функциональных приложений. Однако, учитывая ответственность задач автоматизации, заказчикам уже недостаточно простых уверений "все впорядке", даже подтвержденных тестовыми исследованиями и пилотными проектами (все хорошо понимают относительность результатов тестирования). Именно поэтому растет интерес клиентов к пониманию архитектуры платформы, используемым технологиям и алгоритмам и т.д.

  2. Как вспоминают самим разработчики "1С", выпуская в 1996 году платформы 7.0, они никак не рассчитывали на широкое использование партнерами реализованных в ней средств программирования. Сейчас же "1С:Конфигуратор" изначально создавался в качестве инструмента массового применения как внедренцами, так и заказчиками. При этом необходимо было обеспечить возможность его быстрого освоения расширяющимся — кругом пользователей и одновременно повышение эффективности профессиональной разработки сложных прикладных решений. Помимо разнообразных новшестве инструментария "1С" хотелось бы особенно выделить появление механизма групповой распределенной разработка, создание которого было выполнено вне первоначальных планов, учитывая настоятельные пожелания франчайзи.

  3. В версии 7 платформа включала в основном сугубо технологические компоненты, используемые лишь разработчиками. В версии системе 1СП8 значительная часть пользовательского функционала (средства анализа данных, управление отчетами и пр.) переносится с уровня прикладных решений в сторону технологической базы. Именно поэтому, если ранее заказчики интересовались лишь обновлениями для прикладных решений, то теперь им нужно следить и за модернизацией платформы.

Подчеркнем еще раз, что все основные новшества 1СП8 нацелены на реализацию более масштабируемых и многофункциональных решений для рынка средних и крупных клиентов. И это находит отражение также в стратегии разработки прикладных систем на базе новой платформы: если раньше формирование семейства приложений "1С" шло по принципу "снизу-вверх" (сначала создание ПО для автоматизации отдельных подразделений предприятий (бухгалтерия, склад, кадры и т.д., а затем — их объединение в комплексное решение), то сейчас этот процесс идет "сверху-вниз".

Реализацию такого подхода можно было увидеть уже на примере первого продукта, выпущенного на базе 1СП8 год назад, — "Управление торговлей". Однако, несмотря на хороший рыночный спрос на него, данному приложению скорее отводится роль пилотного продукта, на примере которого разработчики "1С" и партнеры проверяют возможности технологические новшества платформы. Главные же события на фронте продвижения 1СП8 начнутся нынешней осенью, после выпуска "Управление производственным предприятием" — качественно новой для "1С" комплексной системы автоматизации компаний сложной организационной структуры. Ее пилотный проект был представлен партнерам еще в конце прошлого года (PC Week/RE N 47/2003, с. 7), и в одном из ближайших номеров мы представим обзор ее бета- версии.

В начало статьи

Новые задачи развития партнерской сети

Сведения о том, что "1С" готовит к задачи выпуску новую версию платформы в конфиденциальном порядке была известна компаниям-франчайзи еще более трех лет назад, при этом было заметно, что партнеры ожидали появление с довольно смешанными чувствами. С одной стороны, всем было понятно, что модернизация технологической была уже назрела, это создаст основу для расширения сферы бизнеса 1С-сообщества. С другой стороны, такое обновление продуктов "1С" должно было неминуемо повлиять на расстановку сил внутри партнерской сети, обнаружив различие в возможностях компаний к их продвижению. Настороженность франчайзи была хорошо заметна на прошлогоднем летнем семинаре, когда для всех стало очевидно, что новые прикладные решения нацелены на более высокий уровень заказчиков.

Суть проблемы заключается в том, внедренческая сеть "1С" весьма неоднородна и их готовность к продвижению новых технологий различна. Поэтому вполне понятно, что наибольшую активность в работе с 1СП8 проявляются несколько десятков наиболее крупных партнеров (см. табл.).

Таблица. Участие партнеров-франчайзи в продвижении платформы 1СП8


===================================================================
Категории   Оборот по       Число        Число     Доля тех, кто
партнеров-  направлению     сотрудников  компаний  работает с 1СП8
франчайзи   "1С"                                   январь/июнь 2004 г.
===================================================================

Крупные   > 1 млн. долл.    > 100 чел.   10        100%
Средние   > 400 тыс. долл.  > 40 чел     25-30     80% / 82%
Малые     < 400 тыс.долл.   < 40 чел.    3000      5%  / 9%

Конечно, число малых фирм, осваивающих продукты 8-й версии, в абсолютном выражении гораздо больше — почти 300, но тут нужно иметь в виду соотношение применения технологий 8.0/7.x в их бизнесе пока не очень значительно.

Тем не менее, на последнем мероприятии было видно, что партнеры "1С" поняли — несмотря на все проблемы освоения 1СП8 рыночные перспективы внедренцев во многом связаны со скоростью применения новых решений в работе с клиентами. Однако перед малыми франчайзи есть несколько объективных проблем, о которых шла речь на семинаре.

  1. В качестве одного из главных трудностей чаще всего назывался недостаток сертифицированного персонала по 1СП8. При этом суть проблемы выглядит следующим образом: готовых специалистов на рынке труда нет, а собственных ресурсов на переподготовку своих сотрудников (занятых в текущих проектах по 7.x) явно не хватает.

  2. Существенную долю в структуре продаваемых малыми компаниями продуктов очень велика доля массовых продуктов таких как "1С:Бухгалтерия", реализованных пока только для 7.7.

  3. С точки зрения маркетинга основными пользователями продуктов "1С" до сих пор были руководители подразделений заказчиков (бухгалтерия, склад). Теперь же внедренцам нужно выходить на уровень руководства заказчиков, причем не просто демонстрируя новшества программ, но и популярно объясняя преимущества автоматизации управленческого учета (доказывать бухгалтерам преимущества компьютерных технологий уже давно не нужно).

На нынешнем семинаре было видно, что интерес малых партнеров к 1СП8 за прошедший год существенно повысился. Со своей стороны "1С" большое внимание вопросу освоения новых продуктов самым широким кругом франчайзи (увеличивая маркетинговую, методическую и технологическую поддержку). И, тем не менее, выпуск 1СП8 объективно способствует более четкой фрагментации сети по работе в сегментах малых и средних заказчиков. Это заметно уже сейчас, хотя представленное год назад решение "Управление торговлей" (8.0) в целом пока соответствует функционалу (7.7). С выпуском же системы "Управление производственным предприятием", сложной, многофункциональной и изначально ориентированной для реализации сложных, качественно новых для 1С-сообщества, этот процесс, скорее всего, только усилится <***>.

<***> До сих пор расширение круга "крупных франчайзи" шло за счет внутренних резервов партнерской сети "1С". Однако вполне вероятным представляется уже в недалеком будущем вариант, когда продвижением 1СП8 начнут заниматься и независимые системные интеграторы, которые сегодня работают с конкурирующими ERP-решениями. Правда, такой поворот событий не очень вписывается в нынешнюю модель "1С:Франчайзинг". Прочем, вполне возможно, что и партнеры "1С" будут уделять больше внимания применения альтернативых технологий.

Представляется, что данная ситуация является вполне закономерным следствие эволюционного развития партнерской сети "1С". (Напомним, что само использование франчайзиноговой бизнес-модели непосредственно связано с выпуском в 1996 году новой тогда платформы 7.0). Волноваться за судьбу малых внедренческих фирм не приходится: "1С" уже начала разработку новых прикладных решений на базе 1СП8, в том числе ориентированных на небольших клиентов.

В начало статьи

В начало статьи