Главная страница Visual 2000 · Общий список статей

Управление бизнес-процессами на платформе "1С:Предприятие 8.0"

Андрей Колесов

© Андрей Колесов, 2005
Авторский вариант. Статья была опубликована c незначительной литературной правкой в еженедельнике PC Week/RE (N 06/2005, с.25)


Развитие технологической платформы...

Развитие технологической платформы "1С:Предприятие 8.0" (1СП8) продолжается: одним из главных новшеств ее очередного выпуска 8.0.10, ожидаемого в марте, должна стать реализация механизма бизнес-процессов (МБП). Первый, предварительный вариант этого механизма был представлен партнерам "1С" еще прошлым летом, затем он был включен в состав самой платформы (но в статусе бета-версии) и обсуждался на осенних партнерских мероприятиях. Разработчики и пользователи могли познакомиться с МБП с помощью демонстрационной конфигурации, распространяемой на диске "Информационнотехнологическое сопровождение" (ИТС).

Ранее в 1СП8 для автоматизации выполнения простых последовательностей операций можно было применять так называемые "обработки", которые по своей сути похожи на макрокоманды в MS Office. МБП — это решение для автоматизации управления бизнесом качественно иного уровня, построенное на методологической базе концепции Workflow (управление потоками работ). Не случайно его созданием занимались специалисты отдела разработки программ документооборота из фирмы "1С".

Суть МБП состоит в автоматизации цепочек связанных операций, направленных на достижение общей цели, обычно в контексте организационной структуры, определяющей функциональные роли и связи. При этом решаются следующие основные задачи.

В целом использование МБП в прикладных решениях позволит предприятиям, в том числе и малым, перейти от традиционной функциональной модели управления к современной процессно-ориентированной схеме, качественно улучшив свою деятельность за счет реинжиниринга и автоматизации бизнес-процессов.

Концепция механизма

Общая логика действия МБП выглядит следующим образом (рис. 1):

Рис. 1. Общая логика управления бизнес-процессами в "1С:Предприятии"

Работа механизма обеспечивается несколькими объектами конфигурирования, но основными среди них являются "бизнес-процессы" и "задачи".

Объект "задача" предназначен для учета заданий и описывает способ их распределения по исполнителям в соответствии с организационной структурой предприятия. Адресация заданий сотрудникам определяется реквизитами, в которых можно предусмотреть гибкую многомерную маршрутизацию, например, по ролям, рабочим группам, подразделениям, помещениям, филиалам и т. д. При этом задачи могут создаваться не только бизнес-процессами, но и другими объектами информационной базы и непосредственно пользователями. Более того, в общем случае исполнителем задания может быть не сотрудник, а любое внешнее приложение — скажем, другая учетная система.

Понятие задачи фактически определяет лишь интерфейс взаимодействия бизнес-процесса с заданием, причем его выполнение совсем не обязательно должно быть связано с выполнением операций в самой системе. Например, бизнес-процесс по ходу выполнения может потребовать согласования какого-то вопроса с руководителем фирмы. Сформулированная таким образом задача будет адресована, скажем, секретарю, который волен решать ее любыми доступными ему способами: по электронной почте, по телефону и т. д. Задача будет считаться выполненной, когда в систему поступят сведения о том, что нужное согласование получено.

Объект "бизнес-процесс" описывает логику выполнения операций для достижения той или иной цели и управляет жизненным циклом созданных экземпляров бизнес-процессов от момента старта до момента завершения. Логика бизнес-процесса (взаимосвязь и последовательность обхода точек маршрута, условные переходы и пр.) наглядно описывается в виде карты маршрута, которая позволяет представить маршрут бизнес-процесса в виде связного графа и при этом легко реализовать алгоритмы условных переходов и реакцию бизнес-процесса на различные события.

Бизнес-процессы создают задачи при переходе в те или иные точки маршрута и используют регистр адресации для обработки групповых точек. В свою очередь, задачи сообщают бизнес-процессам о своем выполнении, чем инициируют дальнейшее продвижение по маршруту. Регистр сведений служит для отбора задач текущему исполнителю в соответствии с установленным параметром сеанса. Справочники используются при формировании задач вне бизнес-процессов.

В каждом действии возможно назначение групповых и коллективных задач. В первом случае действие выполняют все члены группы (например, все менеджеры должны представить ежемесячный отчет). Во втором случае действие выполняет один сотрудник (допустим, визирует документ у одного из старших менеджеров). В точке действия можно описать проверку необходимых условий выполнения задачи, интерактивный диалог с пользователем при переходе далее по маршруту и указать, какие документы следует открывать при активации задач, связанных с этой точкой маршрута бизнес-процесса.

Бизнес-процессы в 1СП8 допускают несколько видов маршрутизации.

Все указанные виды маршрутизации могут присутствовать в одном бизнес- процессе.

Ключевым понятием в механизме бизнес-процессов и задач в 1СП8 является система адресации, которая обеспечивает не только персональную, но и ролевую адресацию задач участникам бизнес-процессов. Подобный подход позволяет назначать задания конкретным исполнителям, а также ролям, группам, подразделениям и т. д., как это определено в прикладном решении. Он построен на взаимодействии объектов "задача" и "регистр сведений": первый определяет состав реквизитов адресации (роли, подразделения и пр.), второй отражает актуальную, т. е. соответствующую текущему моменту информацию о принадлежности сотрудников ролям, подразделениям, рабочим группам и т. д. Регистр сведений можно использовать для реализации механизмов замещения или учета отсутствия сотрудников.

Подводя итог сказанному, следует уточнить, что механизм бизнес-процессов включает следующие основные компоненты:

В начало статьи

Разработка и исполнение

В принципе программирование бизнес-процессов в "1С:Предприятии" можно было делать и ранее, но только на уровне языка программирования. Новый механизм автоматизирует эту процедуру, предлагая визуальные средства проектирования и возможность настройки программы с помощью методов параметризации и сводя к минимуму (или вовсе исключая) ручное написание программного кода. Все это теперь реализовано на уровне платформы, которая содержит объекты метаданных и механизмы, обеспечивающие единообразную реализацию бизнес-процессов в прикладных решениях.

Конфигуратор системы "1С:Предприятие" предоставляет широкие возможности по формированию бизнес-процессов, логика которых задается с помощью маршрутных карт (рис. 2). Особенность реализации МБП в 1СП8 заключается в том, что в результате визуального проектирования бизнес-процесса разработчик не получает программу с исходным кодом внутреннего языка (большинство других средств визуального проектирования формируют такой код). С определенной долей упрощения можно утверждать, что исходный код создаваемой программы образован как раз визуальным представлением ее логики (карта маршрута), которая дополнена отдельными фрагментами, написанными на внутреннем языке программирования.

Рис. 2. Рис. 2. Разработка бизнес-процесса в среде "Конфигуратора"

Таким образом, карта маршрута одновременно является и адресованной системе инструкцией по выполнению последовательности действий бизнес- процесса, и описанием структуры этих действий в виде, понятном пользователю, и средством отображения текущего состояния бизнес-процесса.

Исполнение бизнес-процессов (точнее, экземпляров бизнес-процессов) осуществляется в среде прикладных решений (рис. 3). При этом бизнес-процесс можно рассматривать в качестве такого же объекта информационной базы, как документ или элемент справочника. Его жизненный цикл начинается от старта (вызов метода "старт" или нажатие соответствующей кнопки в форме объекта бизнес-процесса) и завершается по достижении конечной точки (разумеется, если все задачи были выполнены).

Рис. 3. Исполнение бизнес-процесса в прикладном решении

Задачи, в свою очередь, — это тоже обычные объекты информационной базы, которые могут быть сформированы как механизмом бизнес-процессов, так и другими прикладными объектами и даже вручную. Задача имеет два состояния — "выполнена" и "не выполнена". Если задача сформирована в рамках бизнеспроцесса, то после своего завершения она сообщает ему об этом, что приводит к продвижению бизнес-процесса по маршруту дальше (если выполнены все необходимые для этого условия).

Для конкретного пользователя функционирование механизма бизнес-процессов выражается только в том, что он имеет дело со списком задач, которые обязан выполнить. Кладовщик, например, не должен задумываться о своем участии в какихто процессах, его дело — при получении задания отпустить товар и зафиксировать эту операцию в системе.

В начало статьи

Что можно ожидать от применения МБП

Механизм бизнес-процессов является составной частью технологической платформы, а это означает, что его возможности могут стать доступными всем прикладным решениям, созданным на основе 1СП8. В целом можно сказать, что МБП нацелен на повышение эффективности разработки и сопровождения прикладных решений. Однако тут нужно отметить важные качественные отличия от подходов других вендоров.

Уже на этапе опытного опробования МБП стало очевидно, что наложение бизнес-процессов поверх готовых приложений вызывает определенные трудности: зачастую приходится по-новому смотреть на проектные решения и кое-что переделывать. Конечно же в этом нет ничего удивительного - точно так же автоматизация предприятия, как правило, требует пересмотра общей схемы его функционирования. Для эффективного применения МБП желательно, чтобы процессная модель управления была изначально заложена в прикладное решение.

Само по себе проектирование бизнес-процессов требует знания не только основ конфигурирования 1СП8, но и хорошего понимания предметной области и конкретных потребностей заказчика. Фактически МБП стимулирует привлечение к работе по проектированию и настройке конкретных прикладных систем специалистов качественно иного уровня - бизнес-аналитиков, консультантов, а также менеджеров заказчика. Более того, положительный эффект от МБП для клиента проявляется даже тогда, когда он не участвует непосредственно в проектировании бизнес-процессов, а только применяет схемы, разработанные кем- то. Возможность формального описания действий системы и представления их структуры в визуальной форме позволяет заказчику лучше понять логику работы решения, в том числе проконтролировать правильность выполнения поставленной перед разработчиком задачи.

Таким образом, речь идет еще об одном ключевом направлении развития прикладных решений 1СП8 - повышении уровня их управляемости. Применение МБП дает возможность собирать качественно иную информацию о работе системы управления предприятием, на основе которой руководители могут проводить объективный анализ эффективности функционирования как организации в целом, так и отдельных ее сотрудников. Этот механизм позволяет перенести акцент с учетных задач на управление бизнесом в целом.

В начало статьи